Кто должен делать ремонт в муниципальной квартире. Должен ли квартиросъемщик платить за капитальный ремонт или замену окон муниципальной квартиры

Главная / Квартиры и участки

Оплата капремонта в доме (8 квартир), где 82% площади в найме. Как обязать муниципалитет?
Ива пишет 04.04.2012 г.:
Ситуация у сестры такая. Дому 55 лет, делали кап. рем. 50 лет назад, когда убрали печки. После потока жалоб на общем собрании решили составить смету на кап. ремонт и решить, какую сумму собирать. В год они собирают по тарифу 6,18 *319,06 м2 *12мес.= 23.061руб.Смешная сумма и что на неё можно сделать, сами понимаете.
(1) По постановлению от 21 декабря 2011г.1077 не могут увеличить тариф по кап.рем. для Ленинградской области больше 6,9руб, я правильно понимаю?
(2) Есть-ли законы где бы было прописано, что муниципалитет должен внести львиную долю в этом кап. ремонте, так как по сути это их дом.???? Какими документами это оформляется?
(3) Так как ничего не делалось по кап. ремонту, то могут-ли они вернуть свои деньги за 3 последних года. ведь они осели в бюджете муниципалитета (только через суд,так?)или просто могут потребовать включить их в сметную стоимость? Спасибо за ответы, я так довольна сайтом и всем знакомым его рекомендую.

Отвечаю:
Я бы не сказал, что это смешная сумма. Если распорядиться с умом, то можно извлечь пользу и из этой суммы. Замечу, что многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов (ч. 2 ст. 158 2 ЖК РФ). То есть просто так платить n-ную сумму в месяц «ни за что» противоречит ЖК РФ.

(3) С учётом ч. 2 ст. 158 это можно расценивать как . Рекомендую обращаться в суд. Плата за капремонт вносилась, вероятно, в управляющую организацию - с неё и нужно требовать возврата.

Общая рекомендация такова: Составьте план работ по капремонту, оцените их стоимость. Это должен быть реальный план, с которым сами собственники (в т.ч. муниципалитет, конечно) будут согласны. Найдите местный порядок финансирования доли муниципалитета в капитальном ремонте многоквартирных домов (если он есть). Подготовьте документы в соответствии с ним (решение общего собрания, смету) или, если его нет, просто письменную заявку в муниципалитет с приложением обосновывающих документов.

Перед началом ремонтных мероприятий в первую очередь необходимо разграничить капитальный и косметический ремонт . К первому относятся:

  • восстановление работы неисправных лифтов;
  • полная или частичная замена систем водо-, тепло-, газо-, электроснабжения и канализации;
  • ремонт подвальных и чердачных помещений;
  • оштукатуривание стен и т.д.

Даже если указанные системы территориально находятся в подъезде, работы по их ремонту оплачиваются из Фонда капремонта, формируемого в каждом регионе РФ из взносов собственников жилья (ст.166 Жилищного кодекса РФ).

Капитальный ремонт подъезда производится :

  • одновременно с капремонтом всего дома, который осуществляется согласно графику, составленному районной Администрацией;
  • по заявлению жильцов силами Управляющей компании.

В первом случае дополнительных взносов от собственников не потребуется – достаточно своевременно оплачивать квитанции на капремонт.

Во втором случае процедура сбора средств на восстановление подъездов регулируется ФЗ № 185 от 21.07.2007 г. «О Фонде содействия реформирования ЖКХ» , согласно которому собственники обязаны оплатить 5% от стоимости всех работ.

Косметический ремонт местам общего пользования требуется гораздо чаще, чем капитальный и подразумевает:

Эти работы УК должна выполнять один раз в три-пять лет , при этом владельцы квартир не должны вносить дополнительных средств: все работы оплачиваются взносом на Содержание и ремонт жилого помещения.

Куда обращаться? Для приведения подъезда в порядок жильцы на общем собрании должны составить список необходимых работ, приложить его к заявлению и представить документы в УК.

Ремонт подъезда — обязанность управляющей компании. Компания обязана составить график работ на год, изыскать средства (если взносов собственников недостаточно) и отремонтировать подъезд.

Работы будут выполняться в строгом соответствии со списком, поэтому он должен быть тщательно продуман .

Кто сделает?

Получив заявление с приложенным к нему списком, УК приступает к составлению годового плана и разработке сметы, в которую закладываются расходы на приобретение стройматериалов и оплата труда рабочих.

Кто должен делать ремонт в подъезде? Работы могут быть проведены :

  • силами сотрудников УК;
  • сторонним подрядчиком.

По закону оба варианта не требуют от жильцов дополнительных взносов и, тем более, участия в работах.

На практике УК часто предлагает жильцам самостоятельно:

  • вымыть стены после побелки потолка;
  • застелить пол газетами при окраске стен и затем убрать бумагу;
  • вынести строительный мусор;
  • вымыть окна и пол после завершения работ.

Однако, согласно Постановлению Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г. уборку после ремонта, как и поддержание чистоты в течение года, обязана осуществлять УК .

Бывают случаи, когда жильцы, считая уборку, обеспечиваемую Управляющей Компанией, недостаточной, отказываются от нее и убирают подъезд сами. На это может ссылаться УК, призывая собственников самостоятельно убирать после проведения ремонта.

Но уборка жильцами мест общего пользования не имеет отношения к наведению чистоты после покраски/побелки : ремонт считается оконченным после демонстрации отремонтированного чистого подъезда и подписания жильцами Акта приема.

Управляющими Компаниями ремонтируются только места общего пользования. Лестничные площадки на этажах, общие коридоры и тамбуры должны поддерживаться в порядке силами жильцов.

Ремонт по своей инициативе

На практике УК часто не торопятся проводить ремонт не только тех подъездов, которые не ремонтировались пять лет, но и находящихся аварийном состоянии.

Добиться проведения работ жильцы могут двумя способами : вступать в тяжбы с УК (обычно это требует много времени) или самостоятельно организовать проведение работ: сделать все за свой счет самим или нанять строительную бригаду.

Второй вариант позволяет быстро привести в порядок требующее ремонта пространство и самим выбрать все необходимые материалы: от качества штукатурки до цвета краски.

Так же жильцы могут определить сами, какую часть работ они сделают самостоятельно и сэкономят на оплате труда наемных рабочих.

Кто оплачивает ремонт в подъезде многоквартирного дома в этом случае? Оплачивать все расходы придется самим жильцам , вот в чем минус такого решения проблемы.

Вернуть часть затраченных средств можно после завершения ремонта. Для этого необходимо:

  • составить Акт о состоянии парадной до начала работ;
  • составить смету;
  • закупить материалы, сохраняя все чеки;
  • провести ремонт;
  • оформить Акт приема;
  • написать заявление о возмещении расходов в ЖЭК, приложив все документы;
  • обратиться в суд в случае отказа;
  • предоставить доказательства о необходимости проведенных работ.

Скорее всего, возместить расходы полностью не получится , особенно если закупались дорогие материалы, работы были направлены большей частью на повышение безопасности или улучшение внешнего вида парадной (например, плитка на полу и стенах, установка видеокамер и т.д).

Администрация, Жилищная инспекция и суд будут учитывать необходимость каждой проведенной процедуры, поэтому при желании полностью вернуть затраченные средства, ремонтировать нужно только то, что угрожает жизни и здоровью граждан.

Никто не может обязать УК оплачивать окрашивание лестницы «для красоты».

Итак, подведем итог. Кто делает ремонт в подъезде многоквартирных домов и платит за него? По закону УК должны самостоятельно контролировать состояние парадных и принимать решение об их ремонте. На практике такое ответственное отношение со стороны УК встречается крайне редко.

Скорее всего для приведения подъезда в порядок самим жильцам придется проявить активность : от сбора подписей и составления документов, до закупки материалов и проведения работ.

ЖК РФ).

На финансирование текущего ремонта общего имущества в МКД с собственников квартир и нанимателей взимается плата. Плата на проведение капитального ремонта общего имущества с нанимателей не взимается, с собственников квартир — взимается (п. 5 ч. 3 ст. 67 , ч. 1 , 2 ст. 154 , ст. ст. 156 , , , ЖК РФ; разд. III Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; вопрос N 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).

Основную нагрузку по поддержанию в надлежащем состоянии и текущему ремонту общего имущества в МКД несет управляющая компания, избранная общим собранием собственников квартир, ТСЖ, жилищный кооператив или жилищно-коммунальная служба (ДЕЗ) в муниципальных домах (ст. ст. 65 , , ЖК РФ).

Справка. Содержание общего имущества в МКД

Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме понимается комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Соответственно, указанные организации обязаны без дополнительной платы ремонтировать имущество, которое относится к общему имуществу МКД.

Общее имущество в МКД, подлежащее бесплатному ремонту

В состав общего имущества включаются в том числе:

  • внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях;
  • внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;
  • внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях;
  • внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов МКД, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п. п. 5 — Правил N 491).

Для решения вопроса о том, кто должен делать ремонт — собственник и наниматель квартиры или служба ЖКХ, необходимо определить внутренние границы коммунальных инженерных систем, по которым будет разграничиваться их эксплуатационная ответственность.

Так, например, ответвления от стояков горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, включая запорно-регулирующую арматуру в квартире и сантехоборудование, в границы эксплуатационной ответственности службы ЖКХ не входят.

При этом границы эксплуатационной ответственности могут быть закреплены документально, например в договоре с управляющей компанией или в приложении к нему (Письмо Минстроя России от 01.04.2016 N 9506-АЧ/04).

В случае аварии или поломки оборудования, находящегося в квартире, но относящегося к общедомовому оборудованию, управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив) обязана произвести его текущий ремонт бесплатно (см., например, Решение Верховного Суда РФ от 30.11.2011 N ГКПИ11-1787).

Кроме того, если необходимость ремонта внутри квартиры вызвана ненадлежащим оказанием коммунальных услуг, от службы ЖКХ возможно требовать возмещения понесенных на ремонт расходов или произведения ремонта за счет службы (п. п. 149 , Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Оборудование, не подлежащее бесплатному ремонту

Из указанных выше нормативных актов можно сделать вывод, что управляющая компания вашего дома (ТСЖ, жилищный кооператив) или ДЕЗ не обязаны производить бесплатный ремонт следующего оборудования:

  • индивидуальных приборов учета воды, газа, электричества;
  • газовых и электрических плит;
  • сантехнического оборудования, находящегося в квартире (смесителей, кранов, ванн, раковин, унитазов, водонагревателей и тому подобного оборудования);
  • труб и отводов, расположенных на ответвлениях от стояков после отключающего устройства или запорно-регулировочного крана;
  • домофонов, находящихся в квартире;
  • электрических кабелей, розеток и иных электрических элементов, расположенных внутри квартиры;
  • иного оборудования и имущества, не относящихся к общедомовому имуществу и обслуживающих только одну квартиру.

Спорные случаи

Наибольшее количество споров со службами ЖКХ вызывает отнесение к общему имуществу внутриквартирных радиаторов отопления. Это связано с тем, что четко определить внутреннюю границу эксплуатационной ответственности по сетям отопления затруднительно. Поэтому относительно радиаторов позиция является неоднозначной. Существует мнение, поддерживаемое отдельными судами, что внутриквартирные радиаторы относятся к общему имуществу (Письмо Минрегиона России от 04.09.2007 N 16273-СК/07). Однако оно не является единственным. Так, Верховный Суд РФ указал, что в состав общего имущества собственников помещений в МКД включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.) (Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2009 N КАС09-547).

Также существует мнение о том, что радиаторы не относятся к общему имуществу в том случае, если они имеют отключающие устройства. Отсутствие отключающего устройства на радиаторе подтверждает, что отопительный прибор в квартире (радиатор отопления) является элементом единой общедомовой системы отопления.

Подготовлено на основе материала

адвоката Богаткова С.А.

В итоге Верховный суд РФ сказал, что самое первое решение по делу районного суда - что чиновники должны полностью возместить расходы на ремонт - было правильным, и оно остается.

В районный суд обратился прокурор с иском в защиту жильца муниципальной квартиры, инвалида 3 группы. Гражданин, по мнению прокурора, устав от холода в комнатах, самостоятельно сделал то, что обязаны были делать чиновники. А конкретно - поменял во всей квартире старые окна на новые, из которых не дует, и утеплил наружные стены. По мнению прокурора, наниматель потратился, и теперь чиновники просто обязаны вернуть ему расходы на капремонт.

В суде с мнением надзорного ведомства согласились. Местную администрацию муниципального образования суд обязал возместить жильцу расходы. Чиновники обиделись и опротестовали это судебное решение.

Апелляция отменила решение райсуда и вынесла другое решение, по которому муниципалитет инвалиду ничего не должен, потому как замена окон, по мнению горсуда, это текущий ремонт и жилец обязан делать его сам. Но прокурор не успокоился и пошел защищать интересы гражданина дальше. Так дело дошло до Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда. Там мнение прокурора поддержали и сказали, что подобный ремонт должен оплатить собственник жилья.

Вот какими нормами законодательства руководствовался Верховный суд, вынося свое решение. Суд установил, что квартира, ремонт которой стал причиной иска, была муниципальной и давно требовала капитального ремонта. В конце концов жилец не выдержал и самостоятельно, а главное - за свой счет, полностью заменил все оконные блоки и сделал наружное утепление стен.

Апелляция, когда отменяла победное для инвалида решение райсуда, заявила, что в квартире был сделан текущий ремонт. Верховный суд взял в руки Жилищный кодекс и сказал, что по 65-й статье этого кодекса, "наймодатель жилого помещения", то есть муниципалитет, обязан делать в доме капитальный ремонт. В Гражданском кодексе (статья 681) записано, что капремонт сданного в наем жилья является обязанностью наймодателя. В следующей статье того же Гражданского кодекса - 676-й, черным по белому написано - наймодатель обязан: "осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в доме". Из договора социального найма, который жилец подписал с администрацией, следует, что наймодатель обязан делать в доме капремонт. А при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по капремонту гражданин вправе требовать возмещения своих расходов на "устранение недостатков жилого помещения".

И вот важное положение, на которое указал Верховный суд и которое большинство граждан не знает. Оказывается, наниматель может по желанию не только требовать возмещения расходов на ремонт, но может и попросить уменьшения квартплаты, если собственник жилья сделал его жизнь в сдаваемом доме некомфортной.

Чтобы подтвердить законность такого правила, Верховный суд привел 309-ю и 310-ю статьи Гражданского кодекса. Там сказано, что обязательства, прописанные в договоре, "должны исполняться надлежащим образом. А односторонний отказ от исполнения обязательств или одностороннее изменение условий договора не допускаются".

Верховный суд процитировал акт обследования дома, который фигурировал в деле. Судя по этому документу, строение было очень старым. Поэтому пришла в негодность кровля, все оконные блоки, венцы бруса наружной стены сгнили, а фундамент дома надо усиливать.

На заявление апелляции, что утепление стен и замена окон - не капитальный ремонт, Верховный суд процитировал "Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте в жилых домах". Этот перечень является приложением к специальному постановлению Госстроя (от 27 сентября 2003 года № 170) "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Исходя из этих документов, и окна и утепление стен - капитальный ремонт.

В итоге Верховный суд РФ сказал, что самое первое решение по делу районного суда - что чиновники должны полностью возместить расходы на ремонт - было правильным, и оно остается.

Все мы являемся собственниками либо нанимателями жилья. Наем жилого помещения возможен коммерческий, когда квартира арендуется у собственника – физического или юридического лица, – и социальный.

В последнем случае, согласно жилищному законодательству, жилье находится в государственной или муниципальной собственности, но предоставляется гражданам на основании специального договора в бессрочное владение и пользование.

Это означает, что вы и ваши родственники могут жить в такой квартире сколько угодно, но в отличие от собственника, не можете ее продать или завещать. Кроме того, без согласия наймодателя, то есть государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, вы не вправе совершать и ряд других действий. Например, нельзя сдать квартиру в поднаем или произвести в ней перепланировку.

Отношения между нанимателем и наймодателем строятся на основании норм седьмой и восьмой глав Жилищного Кодекса РФ, а также Типового договора социального найма, утвержденного Постановлением Правительства РФ №315 21 мая 2003 года. В частности, регулируется вопрос кому, на каком основании и по каким критериям предоставляется жилье в социальный наем.

Но, главное, в указанных актах зафиксированы права и обязанности сторон договора социального найма.

Разумеется, главной обязанностью нанимателя жилого помещения является своевременное внесение платы за него, а также потребляемые коммунальные услуги. А наймодателя – предоставить квартиру и принимать участие в содержании и ремонте общего имущества дома, в котором она находится.

Что касается ремонта, то права и обязанности в этом вопросе сторон распределены следующим образом. Согласно п.3 статьи 67 Жилищного Кодекса РФ текущий ремонт ложится на плачи нанимателя, а капитальный, в соответствии с п.2 статьи 65 Жилищного Кодекса РФ, – наймодателя.

Казалось бы, все просто. На самом деле, сложности начинаются при выяснении, что конкретно, какие виды работ, относятся к первой и второй форме ремонта.

Некоторую ясность в этом вопросе помогает внести уже упомянутый Типовой договор социального найма. В нем сказано, что к текущему ремонту относятся: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

При этом, если, например, неисправность проводки в квартире нанимателя вызвана неисправностью электропроводки во всем доме (общего имущества), то заменить ее должен наймодатель.

Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, приведен в Приложении №8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 г. В частности, к капитальным ремонтным работам отнесен ремонт крыш, фасадов, утепление зданий, замена внутриквартирных инженерных сетей и другое.

Однако, подчеркнем, четких границ между текущим и капитальным ремонтом в действующем законодательстве нет.

Именно поэтому у нанимателей и наймодателей жилых помещений по договору социального найма нередко возникают разногласия. Так, к нам в редакцию недавно обратился читатель с просьбой разъяснить, кто должен производить замену оконных блоков и сгоревшего при пожаре утеплителя между перекрытиями. Согласно приведенным выше примерным перечням работ по текущему и капитальному ремонту, устранение этих недостатков является обязанностью наймодателя.

При этом, из письма читателя следовало, что за решением своих проблем он обращается преимущественно в управляющую компанию. «Где можно найти перечень услуг, которые должна выполнять УК по ремонту внутри муниципалитетных квартир?» – спрашивает он.

Между тем, согласно статьям 162 и 163 Жилищного Кодекса РФ, управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется либо непосредственно властями либо управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса. Иными словами, договорные отношения по управлению МКД складываются непосредственно между управляющей компанией и государственными и муниципальными властями.

Управляющая компания при этом вправе предъявлять претензии к собственнику и требовать от него выполнения их обязанностей. К примеру, финансирования и осуществления силами подрядных организаций капитального ремонта.

Таким образом, если вам, как и нашему, читателю не удается разрешить свои жилищные проблемы с УК, обращайтесь непосредственно к наймодателю. По закону, если он не исполняет своих обязанностей, должен нести ответственность. В частности, при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения (статья 66 Жилищного Кодекса РФ).

Для этого необходимо направить собственнику помещения по договору социального найма официальную претензию с указанием срока устранения указанных в ней недостатков. Если она будет проигнорирована, вы вправе обратиться за помощью в судебные органы.

© 2024 vikavto68.ru -- Автомобильный портал - Vikavto68