Морской устав 1720 года общая характеристика. Как в россии появился первый устав военного флота

Главная / Квартиры и участки

24 января 1720 года Петр I подписал манифест о введении «Устава морского о всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море»
Появлением полноценного военно-морского флота Россия обязана своему первому императору - Петру I. Но в этом утверждении есть немалая доля образности: ведь не своими же руками царь строил каждый новый военный корабль! А вот в словах о том, что наша страна обязана ему и первым военно-морским уставом, никакой натяжки нет. Петр I работал над этим документом по 14 часов в сутки и фактически был его основным автором.

Нельзя сказать, чтобы до Петра в России не предпринимались усилия построить военный флот - так же, как и попытки создать российский морской устав. Первым опытом и того и другого были действия царя Алексея Михайловича. По его повелению на специально созданной ради этого верфи на Оке был построен первый русский военный корабль - знаменитый «Орел», а его первый капитан, голландец Давид Бутлер, составил «Корабельного строя письмо». Представленный в Посольский приказ документ, написанный голландцем, фактически был кратким, но весьма емким вариантом морского устава - такого, который вполне годился для одного-единственного корабля. По сути это «Письмо» представляло собой экстракт из голландского морского устава и касалось почти исключительно боеготовности корабля и боя. Для настоящего военно-морского флота, который должен был стать серьезной силой для России, такого документа было явно мало. Так же, как и двух других: написанного опять-таки Петром I «Указа по галерам о порядке морской службы» (1696 год) и созданных по его приказу вице-адмиралом Корнелиусом Крюйсом «Правил службы на судах» (1698 год). В 1710 году на основе устава Крюйса появились «Инструкции и артикулы военные российскому флоту». Но и этот документ, фактически исполнявший роль морского устава, не был им в полной мере, поскольку не охватывал всех важных вопросов морской службы. И лишь через десять лет Россия обрела свой первый настоящий морской устав.

На титульном листе первого издания Устава морского красовалась надпись «Книга устав морской, на российском и галланском языках, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота на море. Напечатася повелением царскаго величества в санктпитербургской Типографии Лета Господня 1720, Апреля в 13 день». А открывал издание январский манифест Петра, в котором говорилось, что «И понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной присловице: что всякой Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которой и флот имеет, обе руки имеет), того ради сей воинской морской устав учинили, дабы всякой знал свою должность и неведением никто б не отговаривался… Все чрез собственный наш труд учинено и совершено в Санкт-Петербурге, 1720 году, Генваря в 13 день».

За царским манифестом, в котором, как это часто удавалось сделать Петру Великому, цели и задачи, а также необходимость создания и введения в России Морского устава были сформулированы ясно и четко, следовало «Предисловие к доброхотному читателю», в котором весьма подробно, с многочисленными отступлениями и цитатами из Святого писания рассказывалось об формирования русской армии и необходимости создания русского военного флота.


Издание первого морского устава. Фото: polki.mirpeterburga.ru


После предисловия, занимавшего десяток страниц - со второй по одиннадцатую, - начинался собственно текст Устава морского, состоящего из пяти частей, или книг. Первая из них открывалась указанием о том, что «Должен каждой, как вышней, так и нижней во флоте нашем, в службу приходящей прежде учинить присягу в верности как следует: и когда оное учинит, тогда он в службу нашу принят будет». Ниже размещался текст присяги для поступающих на военно-морскую службу, которому предпосылалось уточнение, «каким образом присягу или обещание чинить»: «Положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты» (то есть указательным и средним пальцами).

За текстом присяги располагалось краткое пояснение «О флоте», начинавшееся словами «Флот есть слово французское. Сим словом разумеется множество судов водных вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких». В том же пояснении говорилось о составе военного флота, вводились понятия командиров эскадр различного флага, а также расписывалась табель комплектации кораблей различных классов - в зависимости от числа пушек на каждом. Эта роспись именовалась «Регламент учиненный по рангам кораблей, сколько каких чинов людей надлежит быть на корабле какого ранга». Примечательно, что согласно этой табели капитаны - а под этим словом тут понимался чин, а не должность - могли служить только на кораблях, имевших не менее 50 орудий. 32-пушечными командовали капитан-лейтенанты, а 16- и 14-пушечными - лейтенанты. Кораблей с меньшим числом орудий в табели и вовсе предусмотрено не было.

После пояснения «О флоте» и «Регламента» шли основные положения первой книги устава - «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба, а также статьи, определяющие тактику эскадры. Книга вторая делилась на четыре главы и содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Именно в этой, второй книге содержалась и знаменитая норма, которую последователи Петра I трактовали и трактуют как прямой запрет на спуск русского военно-морского флага перед кем бы то ни было: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вимпели и марсели, под штрафом лишения живота».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Она открывалась главой «О капитане» (командире корабля), а заканчивалась главой «О профосе», которая была 21-й. Между ними располагались главы, определявшие права и обязанности подавляющего большинства корабельных чинов, имевших в своей ответственности нечто большее, чем просто выполнение приказов вышестоящих начальников - от капитан-лейтенанта до купора и плотника, от корабельного лекаря до корабельного священника. Определяя их обязанности, устав также определял и тактику корабля в бою, причем не в одиночном, а в составе эскадры, прежде всего в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: «О благом поведении на корабле», «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит», «О раздаче провианта на корабле» «О награждении» («Дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу награжден будет»), а также «О разделении добычи» и «О разделении добычи из призов не воинских». Книга пятая называлась «О штрафах» и состояла из 20 глав, представляя собой судебный и дисциплинарный уставы под одной обложкой.

Два года спустя, 16 апреля (5 апреля по старому стилю) в Петербурге увидела свет «Часть вторая регламента морскаго, в которой определено о всем что касается добраго управления в бытность флота в порте, також о содержании портов и рейдов», дополнившая первоначальный текст Устава морского. Обе части оставались в силе с 1720 по 1797 годы безраздельно, а до 1853 года - наряду с принятым в конце XVIII века «Уставом военного флота». За это время устав переиздавался 15 раз: дважды - в 1720 году, затем в 1722 году (вместе со второй частью), в 1723, 1724, 1746, 1763, 1771, 1778, 1780, 1785, 1791, 1795, 1804 и наконец в 1850 году, когда была отдельно издана «Часть вторая регламента морского». Печатались все эти переиздания в типографии Морского шляхетного кадетского корпуса и Академии наук.

Так что можно смело утверждать, что петровский Устав морской определил судьбу и действия российского флота на полтора столетия вперед: вплоть до печально знаменитой Крымской войны. То есть вся история парусного флота России - это история и Устава морского, написанного его создателем, Петром Великим.

Морской устав 1720

Морской устав 1720

свод правил, в котором определялись организационные принципы русского регулярного флота, метода обучения и воспитания его личного состава. В нем Петр 1 обобщил опыт Северной войны России со Швецией (1700-1721); именовался «Книга Устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море».

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Морской устав 1720" в других словарях:

    Морской устав - МОРСКОЙ УСТАВЪ (книга X Св. М. Пост.), содержитъ узаконенія, касающіяся орг заціи флота, правъ и обяз тей чиновъ его во время плаванія, порядка службы на воен. судахъ и эскадрахъ. Первое собраніе узаконеній, опредѣляющее службу на к бляхъ,… … Военная энциклопедия

    Воинский устав документ, регламентирующий функционирование вооружённых сил. Дела о серьезных нарушениях уставов, например, о дезертирстве рассматриваются специальным юридическим органом, носящим название военный суд. В настоящее время система… … Википедия

    УСТАВ МОРСКОЙ - свод правил, определяющих порядок службы на судах (кораблях), права и обязанности членов экипажа, служебные взаимоотношения между ними, организацию обеспечения живучести судна, общий судовой распорядок. В русском флоте первый устав морской Устав… … Морской энциклопедический справочник

    Годы 1716 · 1717 · 1718 · 1719 1720 1721 · 1722 · 1723 · 1724 Десятилетия 1700 е · 1710 е 1720 е 1730 е · … Википедия

    Андреевский флаг Морской флаг отличительный знак в виде полотнища правильной геометрической формы cо специальной расцветкой, который может определят … Википедия

    - (со времени Петра I в России). По определению профессора М. Ф. Владимирского Буданова, под этим именем разумеются специальные узаконения для известного ведомства или какой нибудь части материального права. Таковы У. воинский (1716) и морской… …

    - (со времени Петра I в России). По определению проф. М. Ф. Владимирского Буданова, под этим именем разумеются специальные узаконения для известного ведомства или какой нибудь части материального права. Таковы У. воинский (1716) и морской (1720)… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Военно морской флаг Российской Федерации. 21 июля 1992 года, согласно указу Президента Российской Федерации, в связи с прекращением существования Союза ССР, необходимостью приведения статуса кораблей (катеров) и судов Военно Морского Флота… … Википедия

Книги

  • Законодательство Петра I. 1696-1725 годы , . В очередном томе серии публикуются полные тексты наиболее значимых законодательных актов эпохи единоличного правления Петра I, охватывающего время с 29 января 1696 года до 28 января 1725…

Прообраз будущего морского устава появился еще во времена царствования государя Алексея Ивановича и был составлен голландцем Д. Бутлером - капитаном первого отечественного фрегата «Орел», спущенного на воду в мае 1668 года. Однако как само это судно, так и циркуляр, регламентировавший все действия его команды, были бесславно утеряны, и Петру I, реформировавшему вооруженные силы России, пришлось все начинать с чистого листа.

Документ, сопутствовавший рождению флота

Когда в 1696 году на заседании государевой думы было провозглашено знаменитое: «Морским судам быть!», возникла острая необходимость создания документа, приводящего в единый порядок все стороны флотской жизни. Очень скоро он был составлен и увидел свет под редакцией российского вице-адмирала К. Крюйса.

Этот документ, включавший в себя 15 статей, предназначался главным образом для судов галерного типа. В тот период он сыграл весьма заметную роль в абордажных боях на Балтике и во время Азовского похода.

Веянье нового времени

Однако быстро совершенствовался. С появлением в его составе оснащенных мощной для того времени артиллерией, возникла необходимость в составлении нового руководства, отвечающего быстро меняющимся требованиям.

Появлению Морского устава Петра I предшествовало издание значительного числа разного рода дополнений и комментариев к инструкции, созданной для экипажей и капитанов галерных судов.

Так, в 1707 году государевой типографией были изданы соответствующие циркуляры, адресованные командирам бомбардирских судов и брандеров (кораблей, нагружавшихся взрывчаткой и в бою выполнявших роль плавучих бомб). Кроме этого, увидели свет и еще несколько документов подобного рода, однако все усложнявшаяся практика ведения боя и эксплуатации судов требовала свести все разрозненные документы в единый Устав военного флота России.

Помощники государя в его нелегком деле

В разработке Морского Устава при Петре I принимало участие большое количество людей. Известно, в частности, что всем навигаторам, посланным для учебы за границу, было приказано отбирать там необходимые материалы, имевшие отношение к судовождению и организации службы корабельных экипажей. Кроме того, им вменялось в обязанность досконально вникать во все тонкости уже готовых уставов, использовавшихся на флотах зарубежных государств.

История сохранила имена многих ближайших помощников государя Петра I в разработке Морского устава Российской империи. Одним из них был Конон Зотов - сын известного Никиты Зотова, являвшегося в свое время воспитателем и ближайшим другом юного Петра. Достигнув подобающего возраста, Конон уехал за границу и для овладения навыками морской службы поступил на один из кораблей английского флота. Впоследствии, вернувшись на Родину, он стал храбрым офицером и командовал боевыми судами в морских сражениях со шведами. Считается, что он сыграл важную роль в составлении Морского устава Петра I. Много трудов было положено и иностранными специалистами, специально приглашенными из Англии и Голландии.

Устав, ставший детищем Петра I

Однако, несмотря на обилие помощников, основная нагрузка в работе над циркуляром, охватывавшим все стороны флотской службы, легла на плечи государя Петра Алексеевича. На основе полученных данных он лично составлял артикулы, приводил в систему разрозненные материалы и излагал их на бумаге в виде отточенных и ясных формулировок. Не будет преувеличением сказать, что даже во многих текстах нынешних сводов правил для морского флота можно ощутить энергичную и властную речь Петра.

Первое издание Морского устава содержало в себе обширный перечень постановлений, касающихся плаванья, порядка снятия с якоря и последующей постановки на него, разного рода боевых и навигационных сигналов, а также сражения с неприятелем и оказания помощи. В каждой статье этого документа за невыполнение указанных требований предусматривались наказания, степень которых зависела от тяжести проступка. Их перечень был весьма разнообразен - от штрафа в один рубль до смертной казни.

Продолжение работы над составлением Морского устава

В 1710 году вышел новый переработанный и дополненный вариант названного документа. Он содержал в себе 63 статьи, в которых более полно освещались вопросы, связанные с несением корабельной службы, и ужесточались наказания за несоблюдение предъявляемых в них требований.

Однако и этот свод правил, во многом превосходивший своего предшественника, не охватывал всей полноты деятельности военно-морского флота, и дальнейшие разработки в данной области не прекращались. Как явствует из мемуаров ряда высших должностных лиц той эпохи, над составлением нового, более полного Морского устава Петр I работал лично и уделял этому до 14 часов в сутки, оставляя время лишь для самых срочных государственных дел.

Окончательная редакция Морского устава, составленного Петром I

Свой труд он завершил в середине апреля 1720 года и обнародовал его, предварив особым Манифестом, в котором излагал причины, побудившие к его написанию. В частности, там говорилось, что назрела необходимость довести до сведения командиров боевых кораблей и членов их экипажей требования, предъявляемые к каждому из них, чтобы никто не имел возможности уклоняться от их исполнения, ссылаясь на незнание.

Далее шел текст присяги, которую должен был принимать каждый военный моряк. Значительная часть Устава отводилась перечню различных подразделений флота, с указанием входящих в них кораблей. Там же помещался табель их комплектации, в котором подробно перечислялся состав команд, соответствующий каждому типу кораблей.

Морской устав Петра I включал в себя 5 томов, первый из которых посвящался порядку исполнения служебных обязанностей высшими чинами флота, включая генерал-адмиралов (в те времена был и такой чин). В этом разделе документа помещались статьи, посвященные тактическим вопросам, связанным с руководством эскадрой во время морского боя.

Современные специалисты отмечают, что указанные в них правила и нормы не отличались строгостью и несли на себе отпечаток традиций голландского флота. Такой подход был весьма разумен, поскольку не стеснял инициативы командного состава во время боевых действий. Характерно, что этим же принципом государь Петр Алексеевич руководствовался при составлении всего Устава.

Материалы, включенные во второй и третий тома

Во втором томе содержался перечень всех флотских чинов, с указанием установленной иерархии и почестей, воздаваемых представителям каждого из них. Там же перечислялись внешние отличия кораблей разного типа и описывались подобающие им вымпелы, фонари и флаги.

Следующий раздел Устава был посвящен организации службы на боевых кораблях. В нем подробно излагались обязанности всех должностных лиц и членов экипажа как в период морского плаванья, так и во время боя. Характерно, что действия одиночных судов в нем практически не рассматривались, а весь упор делался на управление эскадрой.

Четвертый том Устава состоял из шести отдельных глав, в которых рассматривались различные аспекты корабельной жизни. Начинался он с вопросов, касающихся внутренней дисциплины, и содержал в себе обширный перечень наказаний, ожидавших ее нарушителей. Далее указывалось количество прислуги, полагавшееся каждому из офицеров. В третьей главе регламентировалась раздача судового провианта, а в четвертой устанавливался порядок награждения членов экипажа, отличившихся во время несения службы.

Две последние главы четвертого тома были посвящены весьма важному вопросу - разделу между членами команды имущества, ставшего их добычей при захвате вражеских судов.

Наиболее объемным был пятый том, носивший весьма лаконичное и выразительное название: «О штрафах». Это было не что иное как документ, включивший в себя одновременно дисциплинарный и судебный уставы. Предусмотренные в нем наказания поражают жестокостью, весьма соответствовавшей нравам того времени.

Кроме денежных штрафов, налагаемых, главным образом, на офицеров, совершивших незначительные проступки, к низшим чинам применялись различные формы телесных наказаний и смертной казни. В широком употреблении были расстрелы по приказу капитана корабля, а также килевание - протаскивание преступника под днищем судна, что в большинстве случаев приводило к его смерти. В Уставе содержался подробный перечень всех возможных преступлений, как относящихся к обстановке мирного времени, так и связанных с ведением боевых действий.

В шестом, заключительном томе Устава морского флота Петра I были собраны и систематизированы различные образцы судовой отчетности. Кроме того, содержалось описание сигналов, подаваемых кораблями в различных ситуациях, и регламентировались правила дозорно-вахтенной службы.

Заключение

Этот первый в отечественной истории военно-морской Устав, созданный по инициативе и при личном участии Петра I, просуществовал без изменений вплоть до 1797 года и за этот срок издавался восемь раз. Лишь на следующий год после воцарения государя Павла I он вышел из употребления и был заменен новым, более полным и развернутым документом.

Кроме изменений, ставших следствием технического совершенствования боевых кораблей, в нем нашел отражение более рациональный подход к тактике ведения морского боя, заимствованный у тогдашних кумиров нового самодержца - адмиралов британского флота.

Напечатася повелишем царскаго величества в санктъпитербургскои Типографии лета Господня 1720 Апреля в 13 день. Загл. л., 1 нн., 9, 6 нн., 162 стр., 163-402 лл., 403-432, 14 стр. (реестр.); 2 л. табл., гравированный фронтиспис и 2 л. флагов, деревянная гравированная концовка, Инициалы: Е, К, У, Ф (два), Х, Я. Предисловие стр. 9, 90, 432 и реестр стр. 14 (табл. IV, 7). Размер набора: 243х145/152. В цельнокожаном переплете петровской эпохи. С золотым тиснением герба Российской Империи на переплете и изображением Андреевского флага. 4°: 33x21.5 см. Морской устав 1720 года, составленный под руководством Петра I, излагает правила порядка корабельной службы и определяет общую структуру и организацию русского флота. Он включает кодекс морских уголовных законов и описании военных сигналов. Во вступительной части, написанной Петром I при деятельном участии Феофана Прокоповича, излагается мысль о необходимости морских сил для укрепления военной мощи государства. Началом развития военного флота России следует считать 1696 год, когда решением Боярской Думы и русского царя Петра I было решено строить в Воронеже флот. Эта дата закреплена в самом Уставе. Первым полноценным регламентирующим документом, определяющим все функционирование флота стал Устав Морской, изданный в 1720 году. Этот Устав приобрел силу Закона 13 января 1720 года. Однако, издан был только 13 апреля 1720 года в Санкт-Петербургской типографии. С этого дня и следует отсчитывать его историю. Многие положения Устава большей частью заимствованы из голландских законов. Этим Уставом руководствовался Русский Флот, как военный, так и гражданский на протяжении всего XVIII века. В XVIII веке книга была издана 6 раз.

Библиографические источники:

1. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 2. Отечественные издания XVIII века. Каталог. Москва, 1979, № 8

2. Остроглазов И.М. «Книжные редкости». Москва, «Русский Архив», 1891-92, № 150

3. Быкова Т.А., Гуревич М.М. Описание изданий гражданской печати 1708-январь 1725. Москва-Ленинград, 1955, № 444

4. Пекарский П. «Наука и литература в России при Петре Великом», II, Спб., 1862, № 437б.

5. Бычков А.Ф. Каталог хранящимся в Императорской Публичной библиотеке изданиям, напечатанных гражданским шрифтом при Петре Великом. Спб, 1867, № 112

6. Библиотека А.В. Петрова. Собрание книг, изданных в царствование Петра Великого. Изд. 2-е, доп. с 34 снимками. Спб, 1913. № 55

7. Битовт Ю. «Редкие русские книги и летучие издания 18-го века». Москва, 1905, №№ 257-261

8. Бурцев А. "Описание редких российских книг в пяти частях" Спб, 1878, № 365.

9. Березин-Ширяев "Материалы для библиографии..." Спб, 1868, кн.1, с. 18

10. Сопиков "Опыт российской библиографии" Спб, 1904, № 12226.

Содержание: 1.) „Предисловие к доброхотному читателю"; 2) „Указ" о введении морского устава; 3) „Устав морской, часть первая, разделение первое. О всем что касается доброму управлению в бытности флота на море"; 4) „Присяга"; 5) „О флоте"; 6) „Книга первая" (о должностях во флоте); 7) „Книга вторая о ранге и о команде офицеров и о почтении им, о флагах и вымпелях, о фонарях, о салютах и о флагах торговых и о обвесах карабелных"; 8) „Книга третья" (об обязанностях должностных лиц); 9) „Книга четвертая" (о дисциплине, взысканиях и награждениях); 10) „Книга пятая о штрафах"; 11) „Форма табели для записи приему и расходу и остатку помесячно, секретарских, констапельских, комиссарских, священнических, лекарских, шхипорских, штюрменских и протчих припасов на карабле, настоящих и запасных"; 12) „Форма табели, которые надлежит держать капитанам или кто караблем командовать будет, такоже и секретарям и комиссарам"; 13) „Сигналы карабелные"; в тексте две таблицы - „Регламент учиненный по рангам караблеи сколко каких чинов людей надлежит быть на карабле какого ранга" и „Пример как жюрнал держать".

„Устав" излагает основные положения об организации флота и основные обязанности чинов флота, содержит правила порядка корабельной службы, собрание морских уголовных узаконений и морские сигналы. Содержание распространяется как на корабельный, так и на галерный флот. Порядок следования указа, присяги и статьи „О флоте" различен в разных экземплярах.

На фронтисписе вид моря в архитектурной рамке. Наверху двуглавый орел с андреевским крестом на груди, под ним в медальоне четыре, сплетенные концами, якоря. Женская фигура поднимает над морем занавес. На море парусное судно, которым управляет мальчик, к нему подлетает „Время". Внизу слева Нептун, справа Марс. Справа внизу подпись: „Грыдировал Петр Пикарт. Ст Питербурхе 1720". Гравирован фронтиспис, вероятно, по рисунку Растрелли-отца. В „Прошении", поданном в 1732 г. имп. Анне Иоанновне, Растрелли перечисляет сделанные им работы и в пункте 9 пишет: „В том же 1723 году в октябре делал я по указу его величества фронтиспис на книге морской регламент, который ныне видим есть". Эксперты в канцелярии от строения, устанавливавшие правильность списка, подтверждают наличие рисунка фронтисписа для „Книги морского регламента" (Материалы для биографии Растрелли-отца, с.с. 446 и 453). По всей вероятности, с рисунка Растрелли гравировали фронтиспис Пикарт и Алексей Зубов. Ошибка, допущенная Растрелли в указании года, вполне возможна, так как список составлялся через несколько лет, он мог забыть дату и в это время большее распространение имел „Устав", изданный в 1724 г. с тем же фронтисписом. Внизу фронтисписа выгравированы стихи: „Предведение божие [нам] открывает | еже время по воле его исполняет | никим чаенное бывает | еже промысел божий содевает. | Понеже мысли и пути его так от нас отдаленны | яко расстоянием от земли до небес суть сравненны". Возможно, что стихи сочинены Петром I, в Каб. Петра I (отд. I, кн. 54, л. 128) имеется листок с этими стихами, написанный рукой Петра I (Пек., II, стр. 483). Во всех виденных нами экземплярах раннего варианта „Устава", с полным числом таблиц, фронтиспис отсутствует. Все эти экземпляры в переплетах петровского времени, что заставляет предполагать, что фронтиспис не был первоначально присоединен к изданию.

На развернутых листах гравированы: 1) „Карабелныя и прочих судов флаги и вимпели"; 2) „Сигналные флаги и вимпели карабелные", справа внизу подпись „П. Пикарт"; 3) на обороте листа „Галерные флаги и вимпели и флюгели"; 4) „Сигналныя флаги и галерныя флюгели". Есть экземпляры устава, где таблица перегравирована без подписи Пикарта.

Работа над составлением „Устава морского" началась в 1715 г. под руководством Петра I. В указе о введении „Устава" говорится: „. . . того ради сей Морской устав учинили, да бы всякий знал свою должность и неведением никто не отговаривался. . . Еже все чрез собственный наш труд учинено и совершено в Санктъ Питербурхе, 1720 году Генваря в 13 день". Сохранились бумаги, относящиеся к выработке „Устава", написанные рукой Петра, например статья „О флоте". „Предисловие" написано Петром I, исправлено Феофаном Прокоповичем. Текст, написанный Петром I, приведен у Н. Устрялова (История. . ., II, стр. 397-400). В „Предисловии" дается история русского флота. „Устав" был составлен на основе опыта Северной войны и просуществовал без изменений до 1853 г., за исключением 1797-1804 гг., когда действовал „Устав морской" Павла I (Военная энциклопедия, XVI, стр. 438). В ПСЗ „Устав" помещен под 13 января 1720 г., но приведен текст издания 1724 г. с включением всех дополнений и изменений, внесенных в текст издания 1720 г. Сохранена „форма табели для записи приему и расходу. . . припасов" и „форма табели. . . капитанам". По экземпляру ГПБ (Бычк., № 112 и Пек., II, № 437в) можно отчасти проследить последующую работу над „Уставом". После заглавного листа помещены „Пункты в морской регламент, вместо положенных во оном, переправленыя и вновь прибавленыя, по которым надлежит поступать до нового выхода сего регламента как следует". Указанные исправления, кроме пунктов, касающихся книги третьей (гл. 1 и 7), вошли в последующие издания „Устава морского". Содержание гл. 1 и 7 также видоизменено, но не в соответствии с приложенными „Пунктами". Отсутствие изменений в изданиях „Устава" 28 июня 1720 г. (см. № 465) и 12 октября 1720 г. (см. № 500), по сравнению с настоящим изданием (13 апреля), показывает, что „Пункты" присоединены к „Уставу" после октября 1720 г.

Первое издание „Устава морского" имеется в двух вариантах. В первом варианте лл. 163-402 были заняты формами табелей, в которых перечисляются последовательно все нужные для разных должностей на корабле припасы (Пек., № 437а). Во втором варианте издания для каждой должности дается один образец таблицы, затем идет простой перечень всех остальных необходимых припасов (Пек., № 437в). В этом варианте форма озаглавлена: „Табели образцовые, каким маниром оные чинить, для записки приему и расходу и остатка. . .". Сокращение таблиц значительно уменьшило объем издания, получился большой пропуск страниц (от стр. 216 до 402), так как колонцифры не менялись; в ряде экземпляров он так и остался. В других старая пагинация замазана и проставлена новая, последовательная. Так как опечатки, мелочи набора совпадают, то несомненно, что оба варианта, за исключением таблиц, печатались с одного и того же набора. „Реестр" оставлен без изменения, указание в нем страниц в форме табелей соответствует первому варианту. В описи продаваемых книг под 1 августа 1720 г. (Гавр., Прилож., стр. XXIX) „Устав морской" указан в двух вариантах: „Уставов морских з болшими и малыми табелями 500". В книге третьей (гл. 9 „О священниках") встречаются разночтения. В некоторых экземплярах в гл. 9-4 пункта (пункт 1 о „на-чалном священнике", который „имеет управление над всеми священниками во флоте", и три последующих пункта „о священниках на каждом карабле"). В некоторых экземплярах глава состоит из трех пунктов, без указания на „началного" священника. Это более ранний вариант, так как, начиная с издания от 12 октября 1720 г. (см. № 500), в гл. 9 всегда 4 пункта. В связи с этим расхождением текста стр. 71-74 в разных экземплярах разнятся по набору.

Устав создавался на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов. В уставе были помещены указ Петра I от 13.1 о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении устава, "Предисловие к доброхотному читателю", присяга, "регламент", разъясняющий понятия "флот" и "боевые построения флота". Текст устава состоял из пяти книг, в которые были сведены основные организационные принципы регулярного Российского флота - права и обязанности командующих флотом и его частями, указания о тактике эскадры в бою, организация повседневной и боевой службы на корабле, права и обязанности экипажа от капитана до матроса, тактика корабля в бою, дисциплинарные наказания за нарушения устава. В приложении дан свод повседневных и боевых сигналов флота.

Устав был проникнут идеями патриотизма, верности присяге, бдительности, строгого хранения военной тайны. Подчеркивалось, что русские военные корабли ни при каких обстоятельствах не должны сдаваться врагу. Доработанный устав был переиздан в 1724 и с незначительными изменениями действовал до 1797. По Морскому уставу учились искусству побеждать врага многие поколения русских военных моряков. Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий впервые были прописаны Петром I в морском уставе 1720 года, который разрабатывался на опыте зарубежных стран. 13 апреля 1720 года документ был обнародован под названием «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море».

Первый в России Морской устав начинался манифестом императора, которым Петр I так определил причины его издания: «...сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Затем следовало «Предисловие к доброхот­ному читателю», за которым шел текст присяги для поступающих на военно-морскую службу, а также перечень всех кораблей и подразделений флота, табель комплектации судов различных классов.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих - это проходит через весь устав характерной чертой. Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами. Книга четвертая состояла из шести глав: глава I - «О благом поведении на корабле»; глава II - «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III - «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV - «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI - о разделении добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая - «О штрафах» - состояла из 20 глав и представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, - говорилось в уставе, - найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты». К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал до 1797 года и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.

13 (24) января 1720 г. Петром I был утверждён первый российский Морской устав, разработка которого велась несколько лет при активном участии самого императора. Во введении к уставу, который заменил существовавшие ранее разрозненные документы, регламентировавшие отдельные стороны флотской жизни, разъяснялись причины его появления. «…Понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной присловице: что всякий Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет) того ради сей Воинской Морской Устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался».

Через три месяца, 13 (24) апреля 1720 г., с той же целью доведения положений нового документа до всех моряков Морской устав по царскому указу был издан отдельной книгой.


Устав Петра I состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем командном составе военно-морского флота и статьи, определявшие тактику эскадры. Во вторую были включены постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Третья книга раскрывала организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц. Книга четвёртая состояла из шести глав, которыми регламентировались правила поведения на корабле, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения возна­граждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет, а также методы раздела добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая - «О штрафах» - представляла собой во­енно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Также к Морскому уставу прилагались формы ведомостей судовой отчётности, книга сигналов и правила дозорной службы.

Появление в России Морского устава было связано с новым этапом истории страны. В ходе борьбы за выход к морю в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот, позволившей России превратиться в морскую державу. К 1725 г. русский флот был одним из сильнейших на Балтике. В его состав входило 48 линкоров и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тыс. человек.

Устав 1720 г. стал важнейшим законодательным документом российского флота. По полноте содержания и глубине изложения он был наиболее совершенным для первой половины XVIII в. После доработки Морской устав Петра I был переиздан в 1724 г. и с незначительными изменениями действовал до 1797 г., когда был заменён новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя.

© 2024 vikavto68.ru -- Автомобильный портал - Vikavto68