Государственный совет российской империи был создан в. Государственный совет российской империи

Главная / Паспорт РФ

К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи.
С того времени, как отечество наше, собрав воедино раздробленные некогда удельным владением его силы, природным разумом и твердостью духа отверзло себе все пути к славе и могуществу, внутренние его установления, постепенно усовершаясь, многократно прелагаемы были по разным степеням гражданского его существования.
Истинный разум всех сих усовершений состоял в том, чтоб по мере просвещения и расширения общественных дел учреждать постепенно образ управления на твердых и непременяемых основаниях закона. К сему склонялись многократные постановления о лучшем образе издания законов, об устройстве порядка судного и исполнительного.
Если политические происшествия в некоторых эпохах затрудняли и умедляли шествие правительства нашего к сей постоянной цели, то вскоре наступали другие времена, в коих вознаграждалось прошедшее и сильным движением ускорялся путь к совершенству.
Век Петра Первого, Екатерины Второй и блаженной памяти любезного родителя нашего многие гражданские учреждения усовершил, остановившиеся подвигнул и будущие приуготовил.
Таким образом, действием промысла вседержащего, отечество наше во всех временах среди мира и войны неуклонно продолжало шествовать в стезях гражданского его усовершения.
Восшед на престол, первое попечение наше было удостовериться в тех основаниях, кои до дней наших положены были к устройству внутреннего государственного управления. Желание наше всегда было видеть сие управление на той степени совершенства, какой может быть совместен с положением империи, толико пространной и в силах ее многосложной. Наставшие войны и внешние политические превращения многократно отвлекали нас от исполнения сих предположений. Но среди войны и беспрерывных забот, настоящему времени свойственных, мы не преставали мыслить о усовершении внутренних наших установлений.
Зная, сколь существенно для блага верных наших подданных оградить собственность их добрыми гражданскими законами, мы обратили на часть сию особенное внимание. Усилия, кои со времени Петра Великого употребляемы были к дополнению и пояснению гражданского нашего права, доказывают, что тогда уже чувствовали всю важность и настоятельную нужду его исправления. В последующие времена с умножением народа, с расширением собственности, с успехами промыслов нужда сия сделалась ощутительнее.
Всевышний благословил желания наши. С окончанием протекшего года мы имели удовольствие видеть и удостовериться, что сие важное дело восприяло успешное движение. Первая часть гражданского уложения окончена, другие постепенно и непрерывно за нею последуют.
По примерам древнего отечественного нашего законодательства мы не оставим назначить порядок, коим уложение сие совокупным рассмотрением избраннейших сословий имеет быть уважено и достигнет своего совершенства.
Но законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды.
В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.
Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.
IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.

VII. В Совете председательствуем мы сами.
VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению.
IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.

XIII. Члены всех департаментов составляют общее собрание.
XV. Распорядок членов по департаментам возобновляется каждые полгода по нашему усмотрению.
XVI. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным нашим повелением.
Предметы Совета, разделение их по департаментам, состав и образ их действия определяются подробно особенным учреждением, вместе с сим издаваемым.
Утвердив на сих основаниях бытие Государственного совета, мы призвали в состав его людей, знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившихся.
Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:
Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную особенно Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное, и присоединим к его установлениям все, что может их усовершить и возвысить.
Второе. Различные части, министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном их учреждении предполагаемо было постепенно и соображаясь с самим их действием приводить сии установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности.
Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов, составленный на началах, части сей наиболее свойственных. Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи. Дан в Санкт-Петербурге в 1-й день генваря в лето от рождества Христова 1810, царствования же нашего в десятое.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Отделение первое
Коренные законы Государственного совета

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.
II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.
III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти.
IV. Совет составляется из особ, высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых.
V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.
VI. Министры суть члены Совета по их званию.
VII. В Совете председательствует император.
VIII. В отсутствие императора место председателя занимает один из членов по высочайшему назначению.
IX. Назначение председательствующего в Государственном совете возобновляется ежегодно.
X. Совет разделяется на департаменты.
XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует.
XII. Министры не могут быть председателями департаментов.
XIII. Члены всех департаментов составляют общее собрание Совета.
XIV. Члены Совета, при определении коих не будет назначен особенный департамент, присутствуют в общих собраниях.
XV. Распорядок членов по департаментам возобновляется каждые полгода по высочайшему усмотрению.
XVI. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным высочайшим повелением.

Отделение второе
Особенные учреждения Государственного совета

I. УСТРОЙСТВО ДЕПАРТАМЕНТОВ

1) Число департаментов и их предметы

1. Совет разделяется на четыре департамента:
I. Законов.
II. Дел военных.
III. Дел гражданских и духовных.
IV. Государственной экономии.
2. В департамент законов входит все то, что по существу своему составляет предмет закона. Комиссия законов будет представлять в сей департамент все первоначальные начертания законов, в ней составляемых.
3. В департамент военных дел будут входить предметы министерств военного и морского.
4. В департамент гражданских и духовных дел будут входить дела юстиции, управления духовного и полиции.
5. К. департаменту государственной экономии будут принадлежать предметы общей промышленности, наук, торговли, финансов, казначейства и счетов.

2) Звание председателя Государственного совета

6. Председатель Государственного совета имеет в общих его собраниях первое место и подпись.
7. Председатель открывает и закрывает собрание.
8. Он назначает каждую неделю дела, подлежащие уважению Государственного совета.
9. При рассуждениях Совета он охраняет надлежащий порядок и единство предмета, в случае разнообразия мнений для соглашения их излагает существо и силу вопроса и потом объявляет мнение, большинством голосов принятое.
10. Все рассуждения членов обращаются к лицу председателя.
11. При конце заседания он возвещает предметы будущего собрания.

3) Звание председателей департаментов

12. Председатели в департаментах имеют первое место и подпись.
13. Они открывают и закрывают собрание департаментов.
14. Председатели назначают каждую неделю дела, подлежащие рассуждению департамента.
15. При рассуждениях они излагают существо и силу вопроса и охраняют надлежащий порядок и единство предмета.
16. Все рассуждения членов департамента обращаются к лицу его председателя.
17. При конце заседания председатель департамента возвещает предметы будущего собрания.

4) Звание государственного секретаря

18. Государственный секретарь управляет государственной канцелярией.
19. На ответственность его возлагается точность сведений, предлагаемых Совету, и надлежащая ясность их изложения.
20. На его ответственность возлагается изготовление всех исполнительных бумаг по журналам Совета, как в общем его собрании, так и по департаментам.

5) Звание статс-секретарей и их помощников

21. При каждом департаменте Совета находится один статс-секретарь и несколько помощников.
22. Статс-секретари и их помощники причисляются к государственной канцелярии и отправляют в ней дела по их департаментам.
23. Помощники статс-секретарей назначаются по департаментам министров.
24. Главная обязанность их состоит в собрании дополнительных сведений, нужных для пояснения дел, от министерства поступающих.

II. ОБРЯД ВСТУПЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА И ИХ ЗАСЕДАНИЯ
КАК В ДЕПАРТАМЕНТАХ, ТАК И В ОБЩИХ СОБРАНИЯХ

25. При открытии Государственного совета и потом при вступлении каждого члена в сие сословие подписывается им присяга по установленной форме.
26. Заседания членов Совета в департаментах учреждаются по старшинству их, но председатель в департаменте всегда сохраняет первое место.
27. Заседание членов в общих собраниях учреждается следующим порядком: 1) В отсутствие его императорского величества председатель занимает место в середине, по правую его сторону занимают места члены, не принадлежащие к особенным департаментам, а по левую - министры. Против председателя Совета, начиная от места, назначаемого для чтения дел, по обеим сторонам занимают места председатели департаментов, а за ними последуют тех департаментов члены. 2) Статс-секретари и их помощники имеют особенные столы и в обыкновенных собраниях занимают свои места, в чрезвычайных же не присутствуют.
28. Заседания как в департаментах, так и в общих собраниях в положенные дни начинаются с 10 часов утра. Сверх сих заседаний члены департаментов могут учреждать между собою по удобности все нужные по делам сношения по назначению председателей. В делах, требующих общего двух или трех департаментов уважения, они могут учреждать частные собрания по сношению их председателей.

III. ОЗНАЧЕНИЕ ДЕЛ,
ПОДЛЕЖАЩИХ УВАЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

29. В порядке государственных дел, от разрешения и утверждения верховной императорской власти зависящих, следующие предметы поступают предварительно на уважение Государственного совета: 1) Все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения. 2) Предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений. 3) Дела, требующие в законах, уставах и учреждениях изъяснения истинного их смысла. 4) Меры и распоряжения общие, приемлемые к успешнейшему исполнению существующих законов, уставов и учреждений. 5) Общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые. 6) Объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры, когда по усмотрению обстоятельств могут они подлежать предварительному общему соображению. 7) Ежегодные сметы общегосударственных приходов и расходов, способы их уравнения, назначение новых издержек, в течение года встретиться могущих, и чрезвычайные финансовые меры. 8) Все дела, по коим отсуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение. 9) Дела о вознаграждении частных людей за имущества, на государственные нужды взимаемые. 10) Отчеты всех министерств в управлении принадлежащих к ним частей.
30. Из всех сих предметов изъемлются: 1) Те дела, кои особенно предоставлены будут непосредственному докладу министров. 2) Дела, кои по общему министерскому наказу подлежать будут соображениям министерского комитета.

IV. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ,
РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ДЕПАРТАМЕНТАХ

31. Все дела, предоставленные соображению Государственного совета, сначала поступают в департаменты его по свойству их и принадлежности.
32. Из сего изъемлются те дела, кои общими положениями, ниже сего изображенными, или особенными высочайшими повелениями предназначатся непосредственному уважению общих Совета собраний.
33. Дела в департаменты поступают или от министров, или по особенным высочайшим повелениям; те и другие изготовляются к докладу в государственной канцелярии и предлагаются или государственным секретарем, или статс-секретарем того департамента, или же в отсутствие его одним из его помощников.
34. Порядок рассуждения в департаменте учреждается, применяясь к тем правилам, какие для общего собрания ниже сего постановлены.
35. Положения, большинством голосов принятые, вносятся в журнал. Члены, не согласные с общим решением, в течение недели представляют особенное мнение, которое и прилагается в подлиннике к журналу.
36. Журналы подписываются председателем и потом членами по старшинству их.
37. Министры, хотя и не обязаны присутствовать в департаментах по делам их, но когда признают нужным, могут представлять изъяснения их или лично, или через директоров, управляющих частями.
38. Директоры оставляют собрание, как скоро окончены будут нужные по делам изъяснения.
39. Положения департаментов, заключающие в себе изъяснения точного разума существующих законов и приложение их к частным случаям и не предполагающие нового закона, устава или учреждения, ни отмены прежних постановлений или дополнения их, не поступают в общие собрания, но представляются в журналах их непосредственно на высочайшее усмотрение.
40. Все другие дела, по окончании их рассмотрения в департаменте, входят на уважение общего собрания.
41. Во всех положениях департамента по делам частным заключение Совета изображается в общем виде закона или учреждения, дабы разрешением одного случая можно было объять все другие, с ним однородные.

V. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ,
РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ОБЩЕМ СОБРАНИИ

42. Заседания в общем Совета собрании открываются чтением постановлений, получивших высочайшее утверждение.
43. Дела поступают в общие собрания Совета или из департаментов, или вносятся по особенным высочайшим повелениям.
44. Следующие два рода дел вносятся в общие собрания Совета, не поступая предварительно в департаменты: 1) общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; 2) внешние важные меры, когда по существу их признано будет нужным предоставить их предварительному общему уважению Совета.
45. Дела по порядку предыдущего их назначения предлагаются государственным секретарем, а в отсутствие его - одним из статс-секретарей или их помощников по его назначению.
46. Чтение никем не прерывается до самого его окончания.
47. По окончании чтения председатель того департамента, к коему принадлежит дело, присовокупляет нужные объяснения и устанавливает существенные предметы рассуждения. Государственный секретарь дополняет их или повторением нужных статей чтения, или объяснением приложений, в деле находящихся. Сим основываются вопросы, к разрешению подлежащие, и существо дела.
48. В делах, входящих непосредственно в общие собрания, объяснения принадлежат председателю Совета.
49. По прочтении дела каждый член Совета может требовать пояснения или повторения тех статей, которые представятся неясными. Государственный секретарь обязан представить сии изъяснения.
50. После сего начинаются рассуждения по порядку статей или вопросов, к разрешению подлежащих.
51. Председатель Совета охраняет сей порядок, полагая один вопрос после другого.
52. Рассуждение, удаляющееся от вопроса и существа дела, обращается к оному председателем Совета, который при повторении сих отступлений прекращает самое рассуждение и обращается к предмету последующему.
53. Когда все статьи рассуждения таким образом будут пройдены и предмет довольно уважен, председатель закрывает рассуждение, вопрошает о мнениях и объявляет то, которое большинством голосов будет принято. Сие мнение вносится в журнал.
54. Члены, не согласившиеся с общим заключением, в течение недели доставляют к государственному секретарю их мнения, кои и прилагаются в подлиннике при журнале.
55. В том только случае мнения сии вторично предлагаются Совету, когда последует на сие особенное высочайшее повеление, и в сем случае Совет полагает по оным вновь свое заключение.
56. Никакое дело, Совету предложенное, не может быть сообщено вне оного без особенного на то высочайшего дозволения, но каждый член может истребовать дело, для особенного прочтения в самом Совете.
57. Журналы в общем собрании Совета суть двояки: в первый вносятся все постановления, высочайше утвержденные и Совету предъявленные. Сей журнал подписывается одним председателем и государственным секретарем. Во второй вносятся все положения Совета по делам, уважению его представляемым. Сей журнал подписывается председателем, потом всеми членами по старшинству их и скрепляется государственным секретарем.
58. Если дело на уважение Совета поступило из департамента, то положение общего собрания присоединяется к тому же журналу, в коем изображено мнение департамента.
59. В журналы дела вносятся по департаментам, не сливая одного с другим.
60. В обыкновенных собраниях Совета министры, по другим их упражнениям, могут не присутствовать, но отсутствие их не прерывает течение дела.
61. Они могут для объяснения дел представлять директоров, особенно управляющих теми частями, к коим принадлежит предмет рассуждения.
62. Для сего о делах, назначаемых к докладу в общем собрании Совета, дается каждый раз знать министрам.
63. Директор в сих случаях занимает место подле государственного секретаря.
64. Обязанность директоров есть представлять все нужные объяснения по делам, к части их принадлежащим, но они не имеют совещательного голоса и оставляют собрание, как скоро окончатся требуемые от них объяснения.
65. Журналы подписываются сначала председателем, а потом членами по старшинству их и представляются государственным секретарем на высочайшее усмотрение.
66. Словесные высочайшие повеления объявляются Совету председателем. В департаментах Совета то же право принадлежит их председателям. Государственный секретарь, для предложения их Совету, сообщает оные письменно по принадлежности.

VI. ОСОБЕННЫЙ ПОРЯДОК
РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОВ, УСТАВОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ

67. Все предварительные начертания гражданских и уголовных законов, также уставов и учреждений, составляемых вне комиссии, особенно для сего учрежденной, вносятся прежде всего через государственного секретаря в сию комиссию и потом с мнением ее поступают в департамент законов.
68. Начертания законов, уставов и учреждений, в комиссии составляемые, вносятся все без изъятия в департамент законов.
69. Директор комиссии имеет место и совещательный голос в сем департаменте по своему званию.
70. Он предлагает начертание законов, уставов и учреждений и представляет по оным надлежащие изъяснения.
71. По рассмотрении и исправлении их в департаменте Совета они вносятся в общее собрание в том самом виде, какой получат в департаменте. Государственный секретарь предлагает их в общем собрании, а директор комиссии представляет надлежащие по оным объяснения.
72. Законы, уставы и учреждения, таким образом в общем собрании Совета рассмотренные, входят на высочайшее усмотрение и потом поступают в порядок совершения, им предназначенный.

VII. ФОРМЫ ИЗДАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

73. Все предметы, содержащие в себе закон, устав или учреждение, имеют форму манифестов и излагаются в следующем виде:
Божиею милостью мы и проч., и проч.
Введение, в коем излагаются кратко причины:
Вняв мнению Государственного совета, постановляем или учреждаем:
Следуют статьи закона, устава или учреждения.
Место и время издания.
В заключение подпись высочайшего имени.
Контрассигнирование председателя Государственного совета.
С подлинным верно: государственный секретарь.
74. Все дополнения существующих уставов и учреждений, исходящие по делам, в Совете уваженным, имеют таковую же форму.
75. Но изъяснения, предписывающие только образ исполнения или устанавливающие истинный их разум по возникшим сомнениям, имеют следующую форму:
Мнение Государственного совета.
Государственный совет по вошедшему на расуждение его вопросу... уважив... мнением положил...
Подпись: председатель Совета.
76. Высочайшая конфирмация имеет следующий вид:
Быть по сему... Высочайшее имя.
77. Государственный секретарь выставляет место и время конфирмации и на списке подписывает: с подлинным верно.
78. Высочайшие повеления, собственно к Государственному совету относящиеся, об определении его членов и чинов, в установлениях его служащих, имеют следующий вид:
Государственному совету.
Такому-то повелеваем присутствовать в Государственном совете по такому-то департаменту.

79. Когда предлагаются на уважение Совета какие-либо особенные высочайшие примечания, они имеют следующий вид:
Его императорское величество, уважив... предлагает Государственному совету обратить внимание на следующие предметы:

Подпись председателя Государственного совета.

VIII. УСТАНОВЛЕНИЯ, К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ

80. При Государственном совете состоят следующие установления:
1) Комиссия составления законов.
2) Комиссия прошений.
3) Государственная канцелярия.

1) Комиссия составления законов

81. Труды комиссии управляются ее директором.
82. Комиссия делится на отделения.
83. Каждое отделение имеет своего начальника и нужное число помощников.
84. Все начальники отделений составляют общую конференцию под председательством директора.
85. План трудов каждого отделения составляется начальником, рассматривается в конференции и по утверждении директором обращается к исполнению.
86. По плану сему составляются проекты законов, уставов и учреждений, рассматриваются директором и вносятся в Государственный совет.
87. Число отделений и чиновников определяется по мере предлежащих трудов ежегодным штатом.

2) Комиссия прошений

88. Для принятия прошений, приносимых на высочайшее имя, находится особенный статс-секретарь.
89. Все получаемые им прошения разделяются по родам их и вносятся в комиссию прошений.
90. Из сего исключаются:
1) Те бумаги, кои под общим видом прошений могут содержать в себе дела особенной важности. Сии бумаги вносятся непосредственно к высочайшему усмотрению.
3) Жалобы на решения, высочайше конфирмованные или именными указами оконченные, разве бы жалоба относилась не к самому решению, но к представлению, на коем оно основано.
4) Жалобы или прошения без подписи имени.
91. В сих трех последних случаях прошения оставляются без всякого дальнейшего движения.
92. Комиссия состоит под председательством одного члена Совета из лиц, к сему определенных.
93. Статс-секретарь есть член сей комиссии и управляет ее письмоводством.
94. Для успешнейшего течения дел председатель разделяет прошения между членами, кои, рассмотрев их, вносят в комиссию на общее рассуждение.
95. Прошения разделяются на три рода: 1) жалобы, 2) прошения каких-либо наград или милостей, 3) проекты.
96. Если прошение содержит в себе все сии три свойства или два из них вместе, то относится оно к тому или другому роду, судя по важности того или другого предмета.

97. Следующие жалобы оставляются комиссией без уважения:
1) Все жалобы на места средние и лица подчиненные, приносимые мимо высшего их начальства.
2) Все жалобы по тяжебным делам, решенным в общем Сената собрании.
98. Жалобы на решения департаментов Сената до окончательного образования судебной части хотя и допускаются, но с тем, чтобы при жалобе было решение, на которое оно приносится.
99. Из решения сего комиссия если усмотрит, что действительно было к жалобе основание, то соберет по оной справки и сделает свое заключение о мерах, коими решение может быть исправлено и дело обращено в свой порядок.
100. Заключения комиссии должны быть решительны и не могут состоять единственно в отсылке дела на рассмотрение.
101. По жалобам на министерства комиссия собирает от них нужные изъяснения и полагает заключение о мерах исправления.
102. По всем сим жалобам комиссия, означая в журналах свои заключения, подносит их через статс-секретаря на высочайшее усмотрение.
103. Если заключение комиссии состоять будет в отмене сделанного в министерстве или в департаменте Сената решения, тогда журнал и дело поступит в Государственный совет тем же порядком, коим дела вносятся от министров.
104. В противном случае именем комиссии через статс-секретаря объявляется отказ.

II. О прошениях наград и милостей

105. При вступлении прошений о наградах наблюдаются те же правила, как и при представлении жалоб, и не вносятся в комиссию:
1) Прошения о наградах подчиненных лиц, приносимые без ведома их начальств.
2) Прошения, по коим сделан уже был отказ.
106. По всем другим прошениям о наградах собираются сведения от начальства и заключение комиссии означается в ее журналах.
107. Из журналов сих составляются списки каждые полгода и представляются на высочайшее усмотрение для назначения по оным удовлетворения, если по сношению с министерством финансов окажутся к тому возможные способы в остатках.
108. Прошения о милостях могут единственно относиться к единовременным подаяниям, в пособие бедности или приключившегося несчастия.
109. Прошения о единовременных подаяниях и помощи людям, жительствующим здесь в столице, исключая тех, коим сделается отказ, посылаются в особенное общество, для таковых вспоможений здесь учрежденное, и удовлетворяются по прилежному его рассмотрению и по мере ежегодных его доходов.
110. В случаях, особенное какое-либо уважение заслуживающих, комиссия делает свое заключение о мерах пособия и представляет их на особенное высочайшее усмотрение.

От времян Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали.

При издании самых благоразумных и спасительных законов вопрос, на чем они основаны и что может удостоверить их действие, сей вопрос оставался всегда не разрешенным, и в сердце народа умерщвлял всю силу их и доверенность.

Сему иначе и быть невозможно. Во всяком государстве, коего политическое положение определяется единым характером государя, закон никогда не будет иметь силы, народ будет все то, чем власть предержащая быть ему повелит. Воссядет на престол дух сильный и предприимчивый, один из сих духов, что небо посылает на землю для преобращения судьбы царств, он пожелает народ грубый и упрямый одним махом передвинуть и поставить на той точке совершенства, к коей смежные государства веками доходили – и царство сие покроется всем блеском заимственного просвещения. Успехи войны и наружное сходство внутреннего устроения заставят возмечтать народ, что он все сделал, нарядившись в чужое платье и переменив внешний свой вид. С сего времяни подражание войдет в свойство народа, и природная гордость северных обитателей обратится в тщеславие и напыщенную уверенность. Все займутся украшением поверхностей и, введя иностранные названия в образ правления, будут думать, что переменили самое существо его – позлатят цепи свои и нарекут себя свободными. Ослепись призраками роскоши и меняя кровавый пот на игрушки, возмечтают, что обогатились торговлею. Откроются академии, явятся Бернуллии и Ридингеры, прославятся в Европе деяния мудрых, а народ чтение грамоты будет считать еще между смертными грехами. Таким образом пройдет и другое царство по глубокой бразде, проложенной первым. Обуреваемый царедворскими интригами, престол достанется властолюбивым министрам, кои под имянем восседящей на нем слабости, дозволят себе в европейском государстве самые азиатские жестокости и самовластие. Народ, угнетенный под сим ярмом, переведет дух при царстве милости и благочестия, и хотя судьба его в существе своем не переменится, но сладкая уверенность владеющего милосердия поддержит несколько дух его от падения.

Сперанский М. М. Размышления о государственном устройстве империи // Сперанский М.М. Проекты и записки. М., Л., 1961 http://stepanov01.narod.ru/library/speransky/chapt02.htm

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

По примерам древнего отечественного нашего законодательства мы не оставим назначить порядок, коим уложение сие совокупным рассмотрением избраннейших сословий имеет быть уважено и достигнет своего совершенства.

Но законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды.

В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным , мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.

Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.

V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствуем мы сами.

VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению.

IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.

X. Совет разделяется на департаменты.

XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует.

XII. Министры не могут быть председателями департаментов.

XIII. Члены всех департаментов составляют общее собрание.

XIV. Члены Совета, при определении коих не будет назначен особенный департамент, присутствуют в общих собраниях.

XV. Распорядок членов по департаментам возобновляется каждые полгода по нашему усмотрению.

XVI. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным нашим повелением.

Манифест «Образование Государственного совета» 1 января 1810 г. // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gossovet.htm

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:

Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную особенно Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное, и присоединим к его установлениям все, что может их усовершить и возвысить.

Второе. Различные части, министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном их учреждении предполагаемо было постепенно и соображаясь с самим их действием приводить сии установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности.

Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов, составленный на началах, части сей наиболее свойственных. Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи.

Дан в Санкт-Петербурге в 1-й день генваря в лето от рождества Христова 1810, царствования же нашего в десятое.

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Московского городского педагогического университета, профессор кафедры «гражданское право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация:

В настоящей статье раскрываются особенности создания Государственного Совета в Российской империи. Показаны различия между первоначальным планом относительно места Государственного совета в системе органов власти и его практической реализацией. Подчеркивается роль концепции разделения властей в ее интерпретации М.М. Сперанским в создании Государственного Совета. Раскрыты особенности деятельности Государственного Совета. Подчеркивается роль личностного фактора в работе Государственного совета и значение существовавшего порядка формирования Государственного совета. По мнению автора, именно персональный состав определял позицию и роль Государственного Совета. В статье подчеркивается, что в законосовещательной деятельности Государственного совета присутствовали как положительные, так и отрицательные черты. К позитивным моментам автор относит коллективное обсуждение законопроектов, что способствовало повышению качества принимавшихся законов.

Ключевые слова:

Государственный совет, разделение властей, Российская империя, законосовещательный орган, государственная власть, император, реформа.

В условиях проводимой в современной России административной реформы важное значение приобретает научный анализ того исторического опыта, который был накоплен в сфере государственного управления в предшествующие периоды. Сложно отрицать, что в каждом государстве существуют и воспроизводятся те или иные правовые традиции, которые сказываются и на развитии системы государственного управления. Сходные по функциям и месту в системе власти институты по-разному работают в различных странах, и объяснить это можно только с позиций современного антропоцентризма.

Постклассическая юриспруденция исходит из посылки, что в правовом пространстве действуют не нормы, а люди. Именно человек как субъект права определяет степень реализации той или иной правовой нормы, обеспечивает ее воплощение в жизнь. Отражаясь в конкретных правоотношениях, право всецело зависит от человека, наделенного правоприменительными полномочиями, от влияющих на него субъективных и объективных факторов.

В создании Государственного совета в Российской империи также отчетливо прослеживается человеческий фактор, который успешно конкурирует с фактором институциональным. В связи с этим, создание этого властного органа можно проследить в двух аспектах:

  1. в аспекте модернизации структуры органов власти, приведения ее в соответствие с потребностями времени с целью повышения эффективности функционирования;
  2. в аспекте становления и развития российского конституционализма с его идеей разделения властей.

Важные изменения в системе органов государственного управления Российской империи были предприняты уже в самом начале царствования императора Александра I. Новый ХIХ век требовал новых форм и методов управления страной, и старые институты, которые начали ветшать еще при Екатерине II, нуждались в серьезной модернизации.

1802 г. был отмечен министерской реформой, в ходе которой создавались министерства как новые органы центрального административного управления, построенные по отраслевому принципу и основанные на единоначалии. Создание министерств стало первым шагом на пути обособления исполнительной власти, то есть первым шагом на пути к разделению властей.

Министерская реформа сопровождалась закономерным созданием Комитета министров как органа высшего административного управления . Одновременно было предпринято расширение и уточнение полномочий Сената .

В 1810 г. был учрежден Государственный Совет как орган высшего государственного управления, наделенный законосовещательными функциями .

Логика происходивших событий подводит к мысли о том, что создание Государственного Совета стало логическим продолжением министерской реформы, ее частью. Но это не так. Создание Государственного Совета было инициировано уже другими людьми и осуществлялось из иных соображений.

Ответ на вопрос о причинах создания Государственного совета стоит искать в идеях конституционализма, которые в этот период достаточно активно продвигались в самых высших слоях российского общества были фактически инициированы самим императором и его ближайшим окружением. Как отмечал Г.В. Вернадский, «Конституционные попытки первой четверти ХIХ столетия имеют опору в личных взглядах и симпатиях императора Александра I» .

С 1807 года главным советником императора по вопросам государственного управления стал М.М. Сперанский. Пользуясь большим влиянием и поддержкой Александра I, он реализовал ряд важнейших мероприятий, таких, как уничтожение Тайной экспедиции, отмена пыток, освобождение священнослужителей от телесных наказаний, отмена запрета на ввоз книг из-за границы, открытие частных типографий, реформа почтовой службы, принятие указа о вольных хлебопашцах и т.д.

С энергией и знаниями Сперанского император связывал надежды на осуществление эффективного реформирования государственного устройства России. По указанию императора Сперанский подготовил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» . В этом документа были фактически высказаны крамольные для самодержавной Российской империи идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, установление независимости судебной власти, введение ответственности исполнительной власти перед властью законодательной. Сперанский также предлагал осуществить реформирование системы государственного управления и кодифицировать законодательство.

Помимо этого, перу Сперанского принадлежал еще ряд более кратких документов сходной идейно-политической направленности, в первую очередь, записки «Об образе правления» и «О духе правительства» .

В конце 1809 года Сперанский подготовил целостный проект проведений коренных государственных преобразований в России, озаглавленный «Введение к уложению государственных законов» . Этот проект был основан на идее разделения властей и ее особой, применимой для Российской империи интерпретации.

Для того, чтобы власть была разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви, в проекте Сперанского предполагалось провести следующие преобразования. Законодательную власть следовало сосредоточить в новом органе - Государственной Думе, исполнительную власть оставить у министерств, а высшую судебную власть предоставить Сенату.

Вершиной новой организации государственно-властной системы, в концепции Сперанского, должен был стать Государственный Совет, выступающий своего рода связующим звеном между императором и новой системой организации власти.

Члены Государственного Совета, по замыслу Сперанского, должны были не избираться, а назначаться непосредственно императором. Таким образом, этот орган чем-то напоминал бы английскую палату лордов. Именно здесь обсуждались бы важнейшие государственные проекты.

Государственный Совет планировался как законосовещательный орган, осуществлявший координацию деятельности ветвей власти.

Фактически создание Государственного Совета стало единственной мерой из плана Сперанского, реализованной в то время. Как и предполагалось по замыслу реформатора, 1 января 1810 г., было официально объявлено о создании Государственного совета как нового высшего государственного органа. Но в какой степени реальные полномочия Государственного совета соответствовали концепции Сперанского? Суждено ли было этому органу увенчать предусмотренную Сперанским конструкцию разделения властей?

Прежде всего, отметим, что запланированный Сперанским законодательный орган – Государственная Дума – так и не был в тот период создан. Как следствие, не возникла система разделения властей, а значит, изначально задуманная роль Государственного совета менялась.

В состав Государственного совета, кроме прочих, по должности входили министры. В итоге происходило смешение властей, исполнители законов обсуждали их принятие.

По своей структуре Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. К концу правления императора Александра I в состав этого органа входило 42 человека, 68 % из которых были военными .

С течением времени компетенция Государственного совета размывалась. Он не только обсуждал законы, как первоначально предполагалось, но и наделялся судебными, административными, финансовыми функциями . Реализация законотворческих полномочий Государственного совета получила такую правовую форму, как «Высочайше утвержденное мнение Государственного совета», которую для своего времени можно вполне рассматривать как закон, учитывая, что единое легальное понятие закона отсутствовало.

Для законотворческого процесса создание Государственного совета имело положительное значение. Еще М.М. Сперанский отмечал, что в России процесс создания законов не отличался логикой, нормы менялись в угоду тому или иному лицу . Деятельность Государственного Совета привнесла в правотворческую практику элементы логичности и последовательности. В те периоды, когда император старался точно соблюдать законодательство о Государственном совете, как это делал Николай I, роль этого органа в законотворчестве возрастала. Большое значение имела деятельность созданной в составе Государственного Совета Комиссии составления законов (1810-1826 гг.)

Для деятельности органов власти важное значение имеет ротация кадров, их конкуренция и возможность отзыва не справляющихся с работой чиновников. Это связано с той ролью человека как субъекта права и правоприменителя, о которой говорилось выше. Но российская государственно-правовая традиция, продолжающаяся и по сей день, проявилась в рассматриваемый период в том, что членов Государственного совета назначал и смещал только император. В итоге ротация кадров в составе Государственного совета определялась не их успешностью как государственных деятелей, а умением произвести соответствующее впечатление на императора. Нередко членство в Государственном Совете рассматривалось в качестве своеобразной синекуры, а также как почетная отставка от важной государственной должности. В итоге большинство состава Государственного совета было консервативным по своим взглядам и достаточно негативно относилось к проектам либеральных реформ. С другой стороны, по своей идее этот орган и должен быть в определенной степени консервативным, чтобы играть роль противовеса более либеральной нижней палате, которая, однако, в рассматриваемый период не была создана.

В законосовещательной деятельности Государственного совета можно отметить как положительные, так и отрицательные черты. К позитивным моментам стоит отнести коллективное обсуждение законопроектов, что способствовало повышению качества принимавшихся законов. В качестве негативного момента отметим необходимость специального высочайшего повеления для любого случая создания комиссии для изучения того или иного законодательного предложения, а также предварительное согласование законодательных инициатив с императором.

Все вопросы в Государственном совете могли рассматриваться двумя способами: по департаментам или общим собранием. Каждый член Совета должен был предоставить свое письменное заключение по обсуждаемому вопросу, а затем принималось общее решение. Встречались случаи, когда император поддерживал мнение, расходившиеся с мнением большинства, и в итоге именно эта позиция принималась.

Таким образом, анализ некоторых аспектов создания и деятельности Государственного Совета в Российской империи позволяет сделать следующие выводы.

Государственный совет в 1906-1917 годах - высшее наряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи.

Преобразован 1(13) января 1810 года из Непременного совета (существовал с 1801 года) в соответствии с "Планом государственных преобразований" М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм.

Законодательной инициативой Государственный совет не обладал - внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и, после утверждения императором, получали силу закона.

С 1824 года прекратилась практика утверждения мнения большинства: император мог утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мнения, приняв собственное решение (закреплено в 1842 года в "Учреждении Государственного совета"). В 1880-е годы часть функций Государственного совета перешла в Комитет министров.

В ведении Государственного совета находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Государственный совет рассматривал ежегодные отчёты министерств (до 1827 года), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 года государственную роспись доходов и расходов), годовые отчёты Госбанка (с 1894 года). Государственный совет также рассматривал сметы и штаты государственных учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти.

Первоначально в состав Государственного совета входили 35 человек, к 1890 году - 60, назначаемых (как и председатель Государственного совета) императором из числа высших сановников. К 1905 году Государственный совет насчитывал 90 человек. Министры являлись членами Государственного совета по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. Фактически членство в Государственном совете было пожизненным. Члены Государственного совета делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах. В 1812-1865 годах председатель Государственного совета являлся одновременно председателем Комитета министров.

Государственный совет состоял из 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касающихся финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; Военного департамента, существовавшего до 1854 года.

В феврале - апреле 1817 года существовал Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов; в 1832-1862 годах - Департамент Царства Польского (в 1866-1871 годах - Комитет по делам Царства Польского), с января 1901 года действовал Департамент промышленности, наук и торговли.

Перед рассмотрением в Государственном совете все дела поступали в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь, имевший ранг министра. Задача Государственной канцелярии - делопроизводство и подготовительные работы к заседаниям Государственного совета. В ведении Государственной канцелярии также находились Государственный архив и Государственная типография.

После обсуждения дел в соответствующих департаментах канцелярии наиболее важные из них передавались в Общее собрание Государственного совета (некоторые дела поступали сразу в Общее собрание). Заседания департаментов и общих собраний Государственного совета были не публичны, на них не допускались также и представители печати.

Кроме того, в составе Государственного совета были: Комиссия составления законов (в 1826 году преобразована во Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии); Кодификационный отдел (1882-1893 годы); Комиссия прошений (1810-1835 годы); Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения депутатов Сената (1884-1917 годы); Особое присутствие о военной повинности (1874-1881 годы); Главный комитет об устройстве сельского состояния (1861-1882 годы) и др.

В 1906 году, с созданием Государственной думы, Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы (исключая вопросы изменения Основных законов).

[Политический анекдот. 1906 г.]

После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент - рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент - по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы).

Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря. Издание Свода законов и Полного Собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.

Члены Государственного совета по выборам избирались: от губернских земских собраний - по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ - 18 человек (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета); от российской православной церкви - 6 человек (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской АН и университетов - 6 человек (АН и каждый университет избирали 3-х выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного совета); финляндский сейм избирал 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.

Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Государственного совета.

После Февральской революции 1917 года Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа).

Литература:

  • Зайончковский П.А. Государственный совет // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 646-647;

С приходом к власти Александра I прогрессивная общественность Российской империи надеялась на какие-то изменения в государственном устройстве. Молодой император, воспитанный на идеях французских просветителей, постарался окружить себя новыми людьми и провести ряд важных изменений в государственном устройстве. В 1801 году он упразднил Совет при Высочайшем дворе, и все его функции были переданы созданному Непременному (постоянному) совету. Этот совет просуществовал до 1810 года и был прообразом принципиально нового органа - Государственного совета. Стать членом Непременного совета можно было только по распоряжению императора. Возросла роль Сената в ведении судебных и административных дел. Однако ни одна попытка Сената хоть как-то повлиять на издаваемые императором указы не имела успеха.
Заметным событием первой половины царствования Александра стало проведение министерской реформы, которая была необходима для усовершенствования государственного управления. Манифестом от 8 сентября 1802 года учреждался Комитет министров. На смену существующим с петровских времен коллегиям создавались министерства. Государственное казначейство выделялось в отдельную структуру. Практически все вопросы решал Комитет, в состав которого входили министры, высшие военные чины, государственный казначей и другие лица, из окружения императора. У каждого министра имелась своя канцелярия. Устройство министерств было подробно разработано реформатором М.М.Сперанским и изложено в «Общем учреждении министерств» в 1811 году.
С 1808 года ближайшим сподвижником Александра становится Михаил Михайлович Сперанский – умный, образованный и энергичный человек. Все важнейшие законы составлялись или редактировались именно Сперанским. В отличие от остального окружения императора, Сперанский был выходцем из провинциального духовенства. Отец его был бедным сельским священником во Владимирской области. В детстве Миша рос болезненным ребенком и рано научился читать. Почти все время он проводил за чтением книг и в семь лет, когда его отвезли во Владимир для поступления в духовную семинарию, он поразил преподавателей своими знаниями. Там ему и дали фамилию Сперанский (от латинского spero), как подающему надежды. Владимирскую семинарию он закончил с отличием и был направлен для продолжения образования в Духовную академию в Санкт-Петербург. Здесь он овладел французским языком и стал читать французских мыслителей XVIII-го века. После окончания учебы Сперанский оставлен в академии в должности профессора по трем дисциплинам: физике, математике и красноречия. Один из екатерининских вельмож князь Куракин поручает ему некоторые дела. Куракин становится впоследствии генерал-прокурором сената и предлагает Сперанскому место в своем ведомстве. Это стало началом карьеры выдающегося государственного деятеля. В 1808 году Сперанский получает должность Комиссии для составления законов. Одновременно он служит в министерстве юстиции, где занимает высокую должность товарища министра (т.е. заместителя). Современники отмечают его незаурядные способности в составлении и редактировании различных манифестов и указов.
В 1808 году Сперанский по личному распоряжению государя приступает к разработке плана усовершенствования государственных институтов. Он с воодушевлением принимается за работу и представляет императору проект основных реформ. Сперанский был убежден, что для недопустимости событий, аналогичных Французской революции, необходимы кардинальные преобразования в области государственного устройства.
Все предлагаемые реформы основывались на строгом разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Три независимых учреждения – государственная дума, сенат и комитет министров - составляли основу государственного управления.
Вводились выборы в законодательные и судебные органы власти на уровне губерний, уездов и волостей. Чтобы объединить деятельность всех трех ветвей власти, проектом Сперанского предусматривалось создание Государственного совета. Все принимаемые законы должны были обсуждаться в Государственном совете, а затем утверждаться императором. План Сперанского никак не ограничивал власть государя как самодержавного монарха.
Александр I отозвался о проекте Сперанского как об «удовлетворительном и полезном». Проект Сперанского встретил серьезное сопротивление министров и сенаторов. Александр I, поддавшись настроению правящей верхушки, отклонил план Сперанского.
Единственным воплощением этого плана явилось учреждение Государственного совета. В первый день 1810 года был опубликован манифест «Образование Государственного совета». Первая часть этого документа носит более общий характер, в ней излагаются причины создания Госсовета, основные законы и состав Госсовета. Вторая часть более конкретная – «Коренные законы госсовета» имеет четкую структуру, делится на части, разделы и параграфы.
Структура Государственного совета подразумевала деление на четыре департамента: военных дел; законов; гражданских и духовных дел; государственной экономии. Каждым департаментом руководил свой председатель. Ежегодно император сам назначал председателя Государственного совета.
Для организации работы Госсовета учреждалась Государственная канцелярия. Неудивительно, что руководство этим ведомством было поручено М.М.Сперанскому, именно он был назначен на должность государственного секретаря. В его обязанности также входил обязательный доклад на всех заседаниях Общего собрания совета. При присутствии государя на заседаниях Государственного совета, он автоматически занимал председательствующее место. Первоначально в составе Государственного совета было 25 человек: все руководители министерств, а также лица, назначенные императором. А к концу XIX века число членов Совета возросло до 70.
Все законопроекты и инициативы сначала рассматривались в соответствующих департаментах, далее предусматривалось обсуждение в Общем собрании, но только после согласия императора закон вступал в свою силу. При этом император не обязан был соглашаться с большинством голосов в Общем собрании. Опираясь на свое личное мнение, он мог принять любое решение по обсуждаемому вопросу.
Государственный совет как высший законотворческий орган империи просуществовал вплоть до Февральской Революции, когда была создана Государственная дума. После этого Совет был значительно расширен. За все эти годы влияние Государственного совета то усиливалось, то ослабевало в зависимости от внешней и внутренней политики императора. В 1842 году деятельность Государственного совета была скорректирована новым документом «Учреждение Государственного совета». По инициативе Николая I министры не должны были отчитываться перед Госсоветом о доходах и расходах своих министерств, не мог Госсовет повлиять и на вопросы, связанные с военным ведомством. Большинство законов теперь составлялось в собственной канцелярии императора.
Несмотря на все ограничения и недостатки Государственный совет на протяжении многих лет оставался центром зарождения парламентаризма в Российской империи.

© 2024 vikavto68.ru -- Автомобильный портал - Vikavto68