Процедура профессионально общественная аккредитация образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: СПО, ВО, ДПО

Главная / Парковка и разметка

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 96 данного закона впервые регулируются вопросы проведения профессионально-общественной аккредитации.

Согласно новым законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретном учебном заведении.

Профессионально-общественную аккредитацию могут проводить работодатели и объединения работодателей соответствующих специфике образовательной программы отраслей. При проведении такой аккредитации оценивается не качество образовательного процесса как такового, а именно качество образования, то есть профессиональные качества выпускников учебного заведения.

Порядок профессионально-общественной аккредитации, ее формы и методы оценки устанавливаются проводящими эту процедуру работодателями или уполномоченной ими организацией. При этом проведение профессионально-общественной аккредитации должно носить открытый характер, должна быть доступна информация о порядке ее проведения.

Сведения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы рассматриваются при проведении государственной аккредитации образовательных организаций.

ЧТО НЕОБХОДИМО ОЦЕНИВАТЬ в ходе профессионально-общественной аккредитации?

Во-первых, как компоненты программы - ее содержание, дизайн, технологии - влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций.

А также могут оцениваться такие группы показателей как:

    признание компетентностной модели выпускника рынком труда;

    удовлетворенность результатами обучения работодателей и выпускников;

    востребованность выпускников региональным (и/или федеральным) рынком труда;

    стратегия развития программы, соответствие структуры и содержания программы потребностям рынка труда;

    соответствие документов, регламентирующих организацию и проведение образовательной программы, компетентностной модели выпускника;

    учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, кадровые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ профессионально-общественной аккредитации:

Дать независимую объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, профессиональным стандартам, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения.

ОСОБЕННОСТИ профессионально-общественной аккредитации:

Добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ.

Многосубъектность проведения оценки. В состав аккредитационной комиссии и экспертного совета по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели.

Ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.

ПРЕИМУЩЕСТВА профессионально-общественной аккредитации:

Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право:

    размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;

    использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество;

    предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.

Работодатели получают возможность:

    экономить средства на подготовку и переподготовку кадров;

  • формировать компетентностую модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса;
  • способствовать ликвидации дефицита кадров;

    формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациями.

СРОКИ И СТОИМОСТЬ проведения аккредитации

Процедура профессионально-общественной аккредитации проводится в течение 8-9 недель и включает:

ознакомление организации, осуществляющей образовательную деятельность, с документами, регламентирующими порядок проведение аккредитации (за 1-2 недели) до начала процедуры;

    самообследование профессиональной образовательной программы (до 21 рабочего дня);

    очный аудит профессиональной образовательной программы членами экспертной комиссии на площадке образовательного учреждения, встреча членов экспертной комиссии с выпускниками, работодателями, преподавателями и студентами образовательной организации (до 3 дней);

    подготовка заключения экспертной комиссии (3 недели);

    рассмотрение заключения экспертной комиссии образовательной организацией, при необходимости направление возражений, уточнений (1 неделя);

    анализ заключения экспертной комиссии и принятие решения Аккредитационным советом (20 дней).

Поворотным в становлении независимого аудита качества образования и независимой аккредитации образовательных программ стал 2013 год, когда вступил в силу закон «Об образовании в РФ», многие положения которого закрепляют позитивный опыт, накопленный образовательным сообществом в области независимой оценки и общественной аккредитации.

Общественная оценка качества образования хотя и существовала прежде, но не признавалась государством в должной мере. Например, Ассоциация инженерного образования России (АИОР), созданная в 2002 году, с момента основания занималась общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ технических вузов. Независимая оценка качества образования не находила отражения в нормативных документах - вплоть до принятия федерального закона № 293 в 2010 году, который среди прочего установил, что свидетельство об общественно-профессиональной аккредитации можно прикладывать к заявлению на прохождение процедуры государственной аккредитации. Однако реального эффекта это не дало - факт независимой аккредитации образовательных программ не принимался во внимание при государственной аккредитации.

Новый федеральный закон об образовании впервые определяет государственно-общественный характер управления системой образования. Впервые к этой системе отнесена независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст. 89, ч. 2). Таким образом, инструменты независимой оценки и аккредитации получили государственное признание наравне с государственной системой управления и мониторингом эффективности деятельности образовательных организаций.

Закон уточняет использовавшуюся ранее терминологию: предлагается понятие «профессионально-общественная аккредитация образовательных программ» - по сути, синоним широко используемого термина «общественно-профессиональная аккредитация». Предложенный в документе вариант - для однозначности понимания - следует признать более предпочтительным. Таким образом, понятия «общественная» и «профессионально-общественная аккредитация» разделены. Разницу между ними определяет ст. 96 закона:

  • «общественную» аккредитацию могут проводить общественные организации - например, российские и зарубежные аккредитационные агентства - на основании собственных критериев;
  • «профессионально-общественную» аккредитацию могут проводить работодатели, их объединения и уполномоченные ими организации на основании профессиональных стандартов и требований рынка труда.

Институт аккредитации в системе российского образования имеет почти двадцатилетнюю историю, и на сегодняшний день можно выделить несколько направлений аккредитации.

Государственная аккредитация образовательных организаций (с 2013 года - аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам), изначально задуманная как добровольная процедура признания государством уровня соответствия качества деятельности образовательного учреждения установленным показателям и соответствия реализуемых им образовательных программ государственным образовательным стандартам, с 2005 года носит обязательный характер для всех образовательных организаций, желающих выдавать документ об образовании государственного образца. Согласно действующему Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности она проводится относительно образовательных программ на предмет соответствия образовательным стандартам. Другими словами, государство через механизм госаккредитации контролирует соблюдение задаваемого стандартом минимального уровня требований к реализации образовательной программы. Об измерении качества подготовки специалистов (бакалавров, магистров) речь не идет, в существующей методике оно представлено номинально - в виде оценок текущей успеваемости, остаточных знаний, выпускных квалификационных работ.

Общественная аккредитация образовательных организаций общественными организациями в свете нового закона выступает как признание соответствия условий образовательной организации стандартам качества общественной или экспертной организации, профессионального сообщества. Таким образом, аккредитующая организация признает, что условия, определяющие образовательный процесс, достаточны, чтобы обеспечить неизменчивость достижения заданного уровня результата образовательной деятельности. При этом повышение качества процессов может регламентироваться соответствующей системой качества в организации.

Профессионально-общественная аккредитация проводится в отношении конкретных образовательных программ соответствующими профессиональными организациями или их объединениями. Основополагающим критерием являются требования аккредитующей организации в отношении качества подготовки выпускников и соответствие профстандартам (при их наличии).

На сегодняшний день на рынке уже сложились различные объединения работодателей, представляющие интересы как бизнеса крупного (Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз машиностроителей России) и среднего («Опора России»), так и отдельных профессиональных сообществ (ассоциации менеджеров, юристов, Федерация рестораторов и отельеров и другие).

Эти объединения заявляют о необходимости консолидации российского образования и бизнеса, поскольку уже сегодня испытывают серьезный кадровый голод. А такой инструмент как профессионально-общественная аккредитация является оптимальным подходом к решению имеющихся проблем. При этом профессиональные объединения, не дожидаясь нормативной регламентации профессионально-общественной аккредитации со стороны государства, самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями разрабатывают перечни профессиональных компетенций, профессиональные стандарты и обращаются к образовательному сообществу с предложением корректировки образовательных программ. В этом отношении показателен опыт сотрудничества Федерации рестораторов и отельеров России с ссузами.

Представляется, что при должном развитии профстандартов с обязательным включением в этот процесс как образовательных организаций, так и работодателей в недалеком будущем профессиональные сообщества смогут прийти к системе сертификации специалистов и присвоения им соответствующих квалификаций. Подобный положительный опыт уже есть у АИОР, которая на протяжении нескольких последних лет успешно проводит сертификацию инженеров с привлечением иностранных аккредитационных агентств.

Международная аккредитация образовательных программ зарубежными экспертными сообществами (или с привлечением иностранных экспертов) - явление относительно новое в российской образовательной среде, однако набирающее обороты. Возрастающее число аккредитованных зарубежными организациями образовательных программ свидетельствует, с одной стороны, о стремлении образовательных организаций выйти на международный рынок услуг, с другой - о желании соответствовать международным стандартам. В условиях всеобщей глобализации и интеграции образовательных систем сложно переоценить изучение и внедрение передового опыта ведущих мировых вузов. Аккредитация зарубежными агентствами или российскими, но с привлечением зарубежных экспертов - это не только констатация факта соответствия международным стандартам, но и консалтинг экспертного сообщества и погружение в лучшие мировые практики.

Все направления независимой оценки качества образовательных организаций и образовательных программ достаточно представлены сегодня на рынке образовательных услуг, но тем не менее развитие профессионально-общественной аккредитации сдерживается в силу нескольких причин.

Главным фактором, на наш взгляд, является непроработанная нормативно-правовая база в сфере независимой оценки качества образования и как следствие - недопонимание необходимости прохождения независимой аккредитации. Казалось бы, закон «Об образовании в РФ» признает существование независимой оценки, но для многих образовательных организаций вопрос о ее необходимости остается открытым, ведь обязательность государственной аккредитации никто не отменял. Процедура проведения последней для каждой организации является своего рода испытанием, которое нужно пройти раз в шесть лет. К ней начинают готовиться за год, а то и раньше, что требует привлечения дополнительных человеческих, материальных, финансовых ресурсов - вряд ли найдутся вузы, желающие повторять эту процедуру по своей воле.

Процедуры независимой оценки качества образования во многом пересекаются с государственной аккредитацией, но в первом случае больший акцент делается на качестве подготовки специалистов, которое анализируется через качество образовательных программ, образовательных технологий, анкетирование студентов и работодателей, изучение особенностей рынка труда и прочее. В целом можно отметить, что с организационной точки зрения профессионально-общественная аккредитация во многом более трудоемка и для образовательной, и для аккредитующей организации. Результат экспертизы (отчет) в бóльшей степени информативен и имеет более широкую целевую аудиторию.

Однако, несмотря на это, результаты независимой аккредитации не учитываются ни во время процедуры госаккредитации, ни при вынесении решения о ней. Несомненно, государственная и независимая аккредитация преследуют разные цели, но признание факта общественной (профессионально-общественной) аккредитации при прохождении процедуры государственной послужило бы серьезным мотивирующим фактором для многих образовательных организаций и сэкономило бы человеческие и материальные ресурсы.

Минобрнауки РФ неоднократно заявлялось, что государственные органы власти при принятии решений не могут опираться на выводы общественных организаций. Однако государство может создать условия для развития такой экспертной среды, которой можно доверять. В частности, введение единого государственного реестра аккредитующих организаций, имеющих право проводить независимую оценку качества образования, благоприятно скажется на развитии института независимого образовательного аудита. С одной стороны, государство объявляет критерии, соответствие которым гарантирует качество проводимых процедур оценки общественными организациями. С другой - образовательному сообществу будут предъявлены те организации, которые проводят независимую оценку. Более того, введение такого реестра разрешит многие вопросы ценообразования, стандартов, методики и алгоритмов работы общественных организаций, сделает их работу более прозрачной.

Следующим фактором, сдерживающим развитие профессионально-общественной аккредитации, является слабая вовлеченность в этот процесс профессионального сообщества - работодатели до сих пор проявляют слабую заинтересованность в развитии образования и оценке его качества.

Стоит еще раз подчеркнуть, что ряд крупных объединений работодателей, представляющих интересы крупного и среднего бизнеса, уже озадачился формированием механизмов влияния на образование через независимую аккредитацию, разработкой профстандартов, систем квалификаций. Профильные объединения работодателей - такие как Ассоциация российских банков, Гильдия маркетологов, АИОР и другие - уже сформулировали свои критерии оценки образовательных организаций, требования к сформированности компетенций выпускников и готовы включиться в процесс совершенствования образования.

Но на данном этапе развития независимой оценки качества образования образовательные организации и работодатели трудно находят общий язык, что объясняется разными причинами. Во-первых, у образовательных организаций основным заказчиком и работодателем является государство, которое выделяет целевые субсидии на подготовку специалистов и контролирует выполнение госзаказа (лицензирование и аккредитация образовательных программ, мониторинг эффективности), оно же и определяет качество подготовки выпускников (ФГОС, компетенции).

Во взаимоотношениях государства и образовательной организации в таком формате нет места работодателю. Все заявления о практикоориентированности образовательных программ и включении в их проектирование работодателей носят декларативный характер и выполняются «соответственно». Во-вторых, работодателя интересует только конечный результат образовательного процесса - сформированность необходимых профессиональных компетенций. При этом такие «священные» для каждого образовательного учреждения факторы, как организация учебного процесса, научно-исследовательской работы студента, индикаторы и показатели развития науки, представителей бизнеса не волнуют - вплоть до непонимания значимости общекультурных компетенций у выпускника.

Найти компромисс между требованиями работодателей и предложением образовательных организаций могут помочь общественные аккредитующие организации (Нацаккредцентр, АККОРК, АИОР и другие). Опираясь на требования работодателя, хорошо разбираясь в специфике образовательного процесса и понимая, какие условия необходимы для формирования тех или иных компетенций у выпускника, они могут провести качественную независимую экспертизу образовательной организации (образовательной программы) и представить работодателю отчет соответствии его требований возможностям учебного заведения обеспечить надлежащее качество подготовки выпускников. Образовательные организации и работодатели нуждаются в такого рода посредниках. У различных заинтересованных сторон - образовательных организаций, работодателей, абитуриентов, общества - существует потребность в независимой оценке деятельности организаций в сфере образования. Кроме того, соответствующие общественные структуры могли бы взять на себя функции анализа рынков труда и образовательных услуг и ориентации образовательных организаций на развитие перспективных направлений подготовки с учетом экономических условий и региональной специфики.

Необходимо учитывать, что в последнее время ассоциации образовательных организаций России - классических и технических университетов, юридического образования и другие - берут на себя роль навигатора в развитии современного образования (заменяя тем самым устаревающие УМО), определяя стратегию развития образования, в том числе через независимую аккредитацию образовательных программ.

Таким образом, можно выделить трех основных игроков, определяющих векторы развития образования:

  • государство, представленное Минобрнауки РФ;
  • образовательные организации (их ассоциации),
  • работодатели и их объединения.

Каждая сторона имеет свое представление о том, как должно развиваться образование, какие тренды будут востребованы в будущем. В этой связи очень важно соблюдать паритет интересов, чтобы избежать явных перекосов в чью-либо сторону. Немалую роль в таком регулировании могли бы сыграть общественные организации, экспертные сообщества (Нацаккредцентр, АККОРК, АИОР).

Третьим фактором, сдерживающим развитие независимой оценки качества образования, является слабо развитая мотивация образовательных организаций в прохождении соответствующих процедур. Выше уже упоминалось об отсутствии преемственности между процедурами государственной и общественной аккредитации, а это могло сыграть решающую роль в принятии решений об участии в независимой оценке качества образования.

Бóльшая часть региональных вузов находится в монопольном, доминирующем положении в своем регионе, и дополнительные аргументы «за качество образования» для них не очевидны. Например, Алтайский государственный университет, являющийся единственным классическим вузом в регионе, по праву называют флагманом высшего образования на Алтае.

АлтГУ имеет опыт общественной аккредитации образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с 2011 года, ряд реализуемых программ признан лучшими образовательными программами инновационной России. При ближайшем рассмотрении фактор общественной аккредитации не обеспечивает выраженных преимуществ для вуза: ни при наборе студентов - абитуриенты не обращают на это внимание, ни при трудоустройстве специалистов - подготовку по аккредитованным направлениям ведет только АлтГУ. Для работодателей факт наличия общественной аккредитации вторичен: более важно, какая образовательная организация выдала документ об образовании - есть вузы, которые котируются на рынке труда, а есть нежелательные.

Но Алтайский государственный университет развивается, открываются новые направления, до этого не представленные на рынке образовательных услуг (например, медицинская физика, биотехнологии), укрепляются международные связи с приграничными государствами.

И при среднесрочном планировании становится очевидным позитивное влияние фактора наличия общественной оценки образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация вновь открываемых программ поможет убедить работодателей в качестве подготовки выпускников, а абитуриентов - в актуальности и востребованности этих направлений. Сегодня стало также понятно, что международная аккредитация определенных образовательных программ - это неотъемлемый атрибут работы с иностранными студентами. Учитывая азиатскую ориентацию АлтГУ, за такой аккредитацией - будущее.

Независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация становятся важнейшими механизмами формирования и поддержания добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг, развития системы гарантии качества образования как на российском, так и международном уровнях.

Помимо этого, с каждым днем все более очевидно движение самих работодателей навстречу образовательным организациям. С целью участия в подготовке специалистов они все чаще обращаются с просьбами подготовить специалистов с определенными компетенциями. Причем и сами работодатели готовы участвовать в этом процессе, предоставляя свою материально-техническую базу. Важно, что и общественные организации, понимая, что независимая оценка является серьезным испытанием для образовательной организации, идут им навстречу. В частности, Нацаккредцентр предлагает сегодня кластерную аккредитацию образовательных программ, которая более привлекательна для вузов за счет оптимизации трудозатрат.

Остается надеяться, что при должном регулировании со стороны государства и поступательном движении навстречу друг другу образовательных и экспертных организаций и работодателей, наше общество придет к цивилизованному регулированию качества образования через независимую оценку и систему сертификации специалистов.

В рамках XI Международного конгресса – выставке «Global Education - Образование без границ – 2017» состоялась экспертная дискуссия «От профессионального стандарта до профессионального экзамена», организованная Национальным агентством развития квалификаций. Участники - представители отраслевых объединений работодателей, руководители образовательных организаций, исследователи образования -обсудили различные аспекты взаимодействия Национальной системы квалификаций и системы образования.

Открывая экспертную дискуссию, ее модератор - первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова напомнила, что приказами Минтруда России утверждены более 1 тысячи 100 профессиональных стандартов, более 1 тысячи квалификаций, оценка квалификаций идет в 150 центрах.

Система образования, наряду с другими отраслями, должна научиться применять профессиональные стандарты, причем не только стандарты, описывающие собственно педагогическую деятельность, но и, как это называется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», деятельность «иных работников» образовательных организаций. В качестве примера Юлия Смирнова привела систему здравоохранения, в которой наряду с 20 профессиональными стандартами, непосредственно связанными с оказанием медпомощи населению и обращением лекарственных средств, применяются 67 других стандартов (сварщик, повар, бухгалтер, специалист по управлению персоналом и т.д.).

Ценность и востребованность образования в глазах людей высока, и это подтверждается социологическими опросами. Однако более половины опрошенных считают, что прямой корреляции между уровнем образования и профессиональными достижениями, материальным благополучия человека нет, рассказал руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. При этом почти каждый третий работодатель считает, что современное образование не соответствует запросам рынка труда.

Выпускник вуза не готов в полной мере к трудовым действиям, отметила заместитель проректора по непрерывному образованию Финансового университета при Правительстве России и одновременно генеральный директор Ассоциации «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка» Диана Маштакаева. Но это не означает, что его подготовить нельзя. Студенты бакалавриата и магистратуры могли бы осваивать дисциплины дополнительного профессионального образования: им бы их зачитывали в рамках соответствующих программ. А затем, на этапе промежуточной аттестации или государственной итоговой аттестации, проходили бы независимую оценку квалификации.

«Университет готовит специалиста для рынка труда, а рынок труда присваивает ему квалификацию по окончании образовательной программы. Такой подход уже используется в Финансовом университете», - подчеркнула Диана Маштакаева.

Первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова рассказала о подходах к оценке работодателями образовательных программ. Статья 96 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает три вида аккредитации – международную, общественную и профессионально-общественную, причем последняя должна проводиться работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями.

На данный момент профессионально-общественную аккредитацию могут проводить 76 организаций – именно столько Минобрнауки России включило в перечень аккредитаторов. При этом никто не проверил, представляют ли они работодателей, сказала Юлия Смирнова.

По ее словам, уже подготовлены изменения в статью 96, чтобы четко зафиксировать статус советов по профессиональным квалификациям как организаторов профессионально-общественной аккредитации, эта функций определена им Указом Президента Российской Федерации. Советы по профессиональным квалификациям должны сами отбирать аккредитаторов по видам профессиональной деятельности, закрепленных за советами, проверяя наличие у потенциальных аккредитаторов необходимого экспертного потенциала. Важно, чтобы аккредитация проходила по единым требованиям, установленным Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Такие требования были утверждены 3 июля текущего года.

Потенциал процедуры профессионально-общественной аккредитации очень высок, констатировала Юлия Смирнова. Она уже сегодня учитывается при распределении контрольных цифр приема в вузы, в ряде субъектов это учитывается и при распределении КЦП для СПО. Эта аккредитация важна для работодателей как показатель качества образовательных организаций, куда они могли бы направлять своих работников для повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В свою очередь для образовательной организации наличие такой аккредитации – показатель ее успешности.

«Одно из условий получения профессионально-общественной аккредитации - успешность прохождения выпускниками программы процедуры независимой оценки квалификации, и этот подход уже начал применяться на практике», - подчеркнула в завершение Юлия Смирнова.

Мария Иванова, заместитель председателя СПК химического и биотехнологического комплекса, генеральный директор Российского союза химиков, отметила, что СПК формулируют запрос системе образования от имени работодателей, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. «Не раз приходилось слышать вопрос: зачем вы проводите независимую оценку квалификаций, если существует государственная итоговая аттестация? Но у этих форм оценки разные задачи. ГИА оценивает весь процесс обучения, а НОК – конкретную квалификацию. При этом один сотрудник может обладать целым набором различных квалификаций», - подчеркнула она. Национальная система квалификаций в нашей стране находится в процессе становления, она создается совместными усилиями разных стейкхолдеров, так что работодатели, система образования и профсоюзы должны слышать друг друга и говорить на одном языке.

Надежда Прокофьева, ответственный секретарь СПК в строительстве, директор Департамента профессионального образования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) отметила, что Национальная система квалификаций приходит на смену прежней консервативной системе, выстроенной на основе квалификационных справочников. Между потребностями работодателя и квалификацией кадров в строительстве на сегодняшний день имеется существенный разрыв, и его необходимо преодолевать.

Независимая оценка проводится на соответствие не профессиональному стандарту в целом, а конкретным квалификациям. Например, в 2014 году появился профессиональный стандарт «Штукатур», из него было выделено несколько квалификаций, в том числе «Специалист по устройству наливных полов», который также считается штукатуром. Оценочные средства разработаны специально для каждой квалификации. Важно, что на специалиста по устройству наливных полов нигде не учат, но если человек владеет этой квалификацией, он может пойти в центр оценки квалификации, подтвердить ее и попасть в государственный реестр. Квалификация и специальность, записанная в дипломе об образовании, - это тоже разные понятия. Непонятно, что умеет делать выпускник профессионального колледжа с дипломом мастера сухого строительства, а вот если у него есть конкретная квалификация, работодатель сразу понимает, где и кем он может работать.

По мнению Надежды Прокофьевой, образовательные учреждения могут быть партнерами центров независимой оценки квалификации – в частности, предоставляя им площадки для проведения экзаменов. Особенно это актуально для рабочих профессий – например, для оценки квалификации штукатуров нужны полигоны, которые есть в соответствующих профессиональных колледжах.

По мнению Федора Дудырева, директора Центра исследования среднего профессионального образования НИУ ВШЭ, за последние пять лет выстроена система, которая позволяет отражать изменения профессиональных стандартов в образовательных стандартах СПО. Однако развитие системы СПО в соответствии с требованиями рынка труда осложняется тем, что она недостаточно финансируется. С 2013 года объемы финансирования в расчете на одного студента падают, а вложения семей в этот сектор образования (платное обучение) в 3 раза превышают вложения со стороны бизнеса. В этих условиях сложно отвечать на все более комплексные и изменяющиеся «квалификационные вызовы».

Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, отметила, что профессиональные стандарты как основной элемент Национальной системы квалификаций активно влияют на систему образования, и это закономерно. Особенность российских профессиональных стандартов в том, что они одновременно применяются в системе образования и действуют на рынке труда. А за рубежом профессиональные стандарты обязательны лишь для системы образования.

По мнению Ольги Клинк, путь от создания профессионального стандарта до его применения в образовательной организации можно сократить, используя профессиональные стандарты непосредственно при разработке образовательных программ. Наряду с ФГОС, профессиональные стандарты должны применяться при разработке и примерной образовательной программы и основной образовательной программы образовательной организации. Соответствующие предложения уже подготовлены в рамках работы экспертного совета по среднему профессиональному образованию Комитета по образованию и науке Госдумы, и они будут рассмотрены в декабре.

Ольга Клинк отметила, что внедрение профессиональных стандартов требует серьезного кадрового обеспечения – прежде всего, повышения квалификации педагогических работников СПО и ДПО. Национальным агентством развития квалификаций была разработана и согласована с Минтрудом России 21 программа для преподавателей организаций СПО, мастеров производственного обучения и наставников на производстве. Каждая программа включает в себя три модуля – методический, связанный с внедрением профстандартов, технологический и обучение работе в цифровой образовательной среде. В перспективе состав модулей будет расширяться. Обучение по этим программам уже прошли 630 педагогов.

Статья 96 . Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов , требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.

7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет".

8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.

Екатеринбург

В период с 19 декабря 2016 г. по 31 января 2017 г. проходила процедура профессионально-общественной аккредитации образовательной программы «Финансы и кредит» (уровень бакалавриата) ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет». В ходе подготовки к процедуре ПОА специалисты нашей кафедры проверили образовательную программу и привели ее в соответствие с требованиями двух профессиональных стандартов: «Специалист по финансовому консультированию», «Специалист рынка ценных бумаг», а также подготовили отчет о самообследовании программы.

Экспертная комиссия, назначенная Ассоциацией участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» и состоящая из 3 экспертов, провела камеральную проверку представленных документов. Завершением камеральной проверки стал очный визит экспертов в УрГЭУ. Аккредитационная экспертиза отчета о самообследовании и прилагаемых к нему документов была проведена с соблюдением всех требований, установленных Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. В ходе экспертизы эксперты провели оценку групп показателей, высказали ряд весьма ценных предложений, внедрение которых повысит эффективность учебного процесса, ещё более сблизит образовательную программу с профессиональными требованиями работодателей. По итогам камеральной проверки было подготовлено экспертное заключение.

По результатам проведенной экспертизы 31 января 2017г. Аккредитационный совет Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» принял решение об аккредитации нашей образовательной программы и внес ее в Национальный реестр программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию. Коллектив кафедры Финансовых рынков и банковского дела выражает благодарность Фонду развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе, являющему уполномоченной организацией Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, за организацию и проведение процедуры ПОА в отношении образовательной программы «Финансы и кредит».

Приятно осознавать что в нашем регионе есть высокопрофессиональная команда способная организовать и провести столь важный процесс на высоком уровне! Рекомендуем ВУЗам региона пройти процедуру ПОА с целью получения оценки и признания высокого качества образовательной программы и подготовки специалистов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.

Директор Института финансов и права, зав. кафедрой Финансовых рынков и банковского дела Марамыгин М.С.

ГАПОУ СО "Екатеринбургский экономико-технологический колледж"

Екатеринбург

В декабре 2016 года ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации (ПОА) по образовательной программе «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), углубленная подготовка в соответствии с профессиональными стандартами «Специалист по внутреннему контролю» (Внутренний контролер) и «Бухгалтер», организованную специалистами Фонда развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе (ФРКК).

По результатам проверки аналитического отчета, представленного колледжем и очного визита экспертной комиссии, 31 января 2017 года аккредитуемая программа внесена в Национальный реестр программ., прошедших ПОА, что стало значимым событием для нашего колледжа и для системы Среднего профессионального образования Свердловской области. От имени коллектива колледжа разрешите поблагодарить Вас и сотрудников ФРКК за высокий уровень организации процедуры ПОА.

Процедура была проведена строго в соответствии с регламентом, все документы были подготовлены в срок, на все вопросы организационного характера, касающиеся прохождения ПОА, специалистами Фонда были даны исчерпывающие ответы. Работа экспертов была объективной, рекомендации носили конструктивный характер и были направлены на дальнейшее развитие специальности «Экономика и бухгалтерский учет» в колледже, а также на повышение качества подготовки специалистов по данной специальности.

Для Екатеринбургского экономико-технологического колледжа сотрудничество с ФРКК стало важным этапом в понимании значимости процессов независимой оценки качества профессионального образования, в связи с чем колледж рекомендует другим профессиональным организациям пройти ПОА по образовательным программам, реализуемым в рамках направления подготовки «Экономика и управление».

Выражаю уверенность, что сотрудничество ФРКК и Екатеринбургского экономико-технологического колледжа будет продолжено в любых возможных форматах!

Директор колледжа Вертиль В.В.

ФГАОУ ВО "Уральский государственный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"

Екатеринбург

В период с 19 декабря 2016г. по 31 января 2017г. проходила процедура ПОА образовательной программы «Финансы и кредит» (уровень магистратуры) в ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». При разработке и актуализации образовательной программы «Финансы и кредит» использовались следующие профессиональные стандарты: «Специалист по страхованию», «Специалист по финансовому консультированию», «Специалист по управлению рисками». В ходе подготовки к прохождению процедуры ПОА преподаватели кафедры финансов, денежного обращения и кредита подготовили отчет о самообследовании образовательной программы. Экспертная комиссия, назначенная Ассоциацией участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» и состоящая из 3 экспертов, провела камеральную проверку представленных документов. Завершением камеральной проверки стал очный визит экспертов в УрФУ.

Аккредитационная экспертиза отчета о самообследовании и прилагаемых к нему документов была проведена с соблюдением всех требований, установленных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. В ходе экспертизы эксперты провели оценку групп показателей и подготовили экспертное заключение, а также выдали свои рекомендации с целью дальнейшего совершенствования образовательной программы «Финансы и кредит».

По результатам проведенной экспертизы 31 января 2017г. Аккредитационный совет Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» принял решение об аккредитации нашей образовательной программы и внес ее в Национальный реестр программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию.

Выражаем благодарность и признательность Фонду развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе - уполномоченной организации Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, за организацию и проведение процедуры ПОА образовательной программы «Финансы и кредит». ПОА - это признание качества и уровня подготовки выпускников. Рекомендуем ВУЗам региона пройти процедуру ПОА с целью получения оценки качества образовательной программы и подготовки специалистов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.

Заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Князева Е.Г.

© 2024 vikavto68.ru -- Автомобильный портал - Vikavto68