Привлечения иностранных капиталов. Привлечения иностранных капиталов Для усиления притока иностранного капитала витте

Главная / Штрафы
  • Географическое направление и специализация деятельности иностранных ТНК в России
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
  • Закономерно, что в деятельности нового министра финансов кредитные операции занимали одно из центральных мест. На начальном этапе он использовал кредитные заимствования для обеспечения баланса росписи государственных доходов и расходов. Однако, как он считал, такой приём допустим лишь в исключительных случаях и в дальнейшем к нему уже больше не прибегал. Целевое назначение займов, которыми пользовался Витте, сводилось в подавляющем большинстве случаев к трём направлениям: а) накопление золотого резерва в процессе подготовки и проведения денежной реформы, б) замена одних займов государства другими, менее обременительными по своим условиям. Витте удалось конвертировать (заменить) 5-ти и 6-ти процентные займы на 4.5, 4 и даже 3-х процентные, что в свою очередь позволило при увеличении общей суммы задолженности снизить расходы на её обслуживание. Показательно, что общая сумма государственного долга при Витте возросла с 4.6 до 6.6 млрд. рублей, или на 43%, а его обслуживание только на 15%;

    Используя благоприятную конъюнктуру на мировых рынках капитала и возросшее доверие за рубежом к устойчивости российской экономики, в) финансирование железнодорожного строительства.
    Введение золотой валюты укрепило доверие к российскому кредиту: Россия получила не менее трех миллиардов рублей иностранных инвестиций. Витте пытался снять и законодательные барьеры для иностранного капитала, но столкнулся с сопротивлением консерваторов, опасавшихся расшатывания "устоев". По этому вопросу, отмечал он, "существует два противоположных воззрения: одни признают государственный кредит средством крайне вредным и опасным, и рекомендуют всячески избегать его. Другие, наоборот, считают государственный кредит благодеянием, которым можно и должно пользоваться в самых широких размерах. Правильное отношение к государственному кредиту заключается в соблюдении золотой середины между этими крайностями, из которых первая способна совершенно затормозить и политическое, и экономическое развитие страны, а вторая может привести государство к неисправности в платежах, т.е. к банкротству, даже при самой производительной затрате занятых капиталов".
    По словам Витте, "никто не препятствовал тому, чтобы иностранные деньги на различные предприятия к нам шли, но наивно желали, чтобы распоряжались этими деньгами россияне, и распоряжались, не имея в деле никакого интереса, со свойственным русским дельцам новейшей формации денежным распутством". Сам же Витте заявлял, что боится не иностранных капиталов, которые почитает за благо для нашего отечества, а совершенно обратного - "что наши порядки обладают такими специфическими, необычными в цивилизованных странах свойствами, что немного иностранцев пожелают иметь с нами дело". Российское правительство старалось брать кредиты не у международных финансовых организаций, а размещало свои обязательства на внутреннем рынке иностранных государств. "Русские бумаги" специально выпускались невысоким номиналом, делавших их доступными для мелких буржуа, служащих, даже прислуги. Все они отдавали свои скопленные по сантиму или пфеннигу сбережения в надежде стать рантье. Хотя Витте не мог предвидеть, что большевики откажутся расплачиваться по этим долгам, но складывается впечатление, что судьба держателей русских бумаг волновала его в самую последнюю очередь. Главное, доказывал он своим критикам, что "все занятые деньги пошли исключительно на цели производительные". Недаром в те годы говорили, что русские железные дороги строятся на деньги берлинских кухарок.

    Доля производственного использования полученных кредитов неуклонно росла. Так, на 1 января 1892 г. задолженность государства по кредитам, используемым на непроизводственные нужды, составляла 63.4 % их общей суммы. Через 11 лет и этот показатель снизился до 52.2%. Соответственно, почти половина полученных кредитов в 1903 г. была израсходована на расширение железнодорожной сети: постройки новых государственных дорог, для обновления и реконструкции действующих, для выдачи ссуд частным железнодорожным обществам (главным образом обществу Восточной китайской дороги), а также для выкупа частных дорог в казну.

    За время пребывания Витте на посту министра финансов резко возрос внешний долг России. Поскольку только на обслуживание этого долга ежегодно уходило до 150 млн. руб., приходилось брать новые займы, чтобы выплатить проценты по старым.

    3. Итоги промышленной политики С. Ю. Витте

    Витте подчёркивал, что Россия имеет уникальные природные ресурсы. Он писал: « Для блага России, отсталой сравнительно с Западом, прежде всего необходим подъём её производительных сил. Для этого всё больше нужно развитие её обрабатывающей промышленности и транспорта». Действительно транспортные магистрали имели огромную роль в развитии экономики. За 30 пореформенных лет протяжённость железных дорог увеличилась в 30 раз. Вступив на пост министра финансов, Витте получил 29157 вёрст железных дорог, а ушёл, оставив 54217 вёрст. Витте возобновил строительство Транссибирской железной дороги. Проект дороги был продиктован не только военно-стратегическими соображениями, сколько целью развития производительных сил России.

    Быстрыми темпами развивалась лёгкая промышленность. Текстильный фабрики Москвы, Твери, Орехово - Зуева были флагманами российской промышленности. Текстиль вслед за хлебом стал важнейшей частью экспорта. Русские ситцы, плисы, миткаль успешно конкурировали с европейской продукцией на восточном рынке.

    В конце XIX века в промышленности наметился поворот к производству средств производства. Возникают новые отрасли промышленности: нефтедобывающая, химическая, машиностроительная. В российской глубинке строятся крупные заводы: Коломенский, Сормовский. Особенно бурно развивался промышленный Юг страны. Опираясь на металлургические заводы Украины и угольные шахты Донбасса, он обогнал горнозаводской Урал. Уже в 1897 году на Юге выплавлялось более 40% всего чугуна. Здесь были самые мощные печи, самое совершенное потеем временам оборудование, самая высокая производительность труда.

    Пришли в движение «дедовские» (купеческие) капиталы. К началу XX века акционерные банки увеличили свои капиталы до 1,1 млрд.рублей (в 1864 году открылся первый такой банк).

    По степени концентрации производства Россия начала опережать даже более развитые страны. К концу XIX века появляются картели. Синдикаты, тресты – всего около 50 монополистических объединений; 12 крупнейших банков контролировали до 80% всех банковских средств.

    Развивается и ремесленное производство. На долю мелких товаропроизводителей приходится треть всей промышленной продукции. В некоторых отраслях (кузнечное дело) мелкое производство опережало крупное. Ремесленные мастерские успешно конкурировали с фабриками и заводами. Приспосабливались к новым условиям кустарные промыслы. В которых механизмы не могли соперничать с человеческими руками (вологодские кружева и т.д.)

    При Витте (задолго до сталинской) была начата «малая» индустриализация. С целью изыскания средств были увеличены косвенные налоги на (на 42,7%) и введена винная монополия, которая при Витте давала в казну 365 млн.рублей в год (после него – более 500 млн.рублей)

    Государство поощряло частное предпринимательство. Для отечественной промышленности были созданы особо благоприятные условия. С 1891 года ввоз иностранных товаров в Россию облагался 33% пошлины. В то же время экспорт облагался низкими пошлинами. Это позволило добиться активного торгового баланса. В разгар экономического кризиса 1900-1903 годов правительство пришло на помощь предпринимателям щедрыми субсидиями.

    Заключение

    Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. Вроссийской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которым совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40% всех действовавших к началу XX века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружениикоторой Витте внес немалый личный вклад. Развитие промышленности согласно курсу ускоренной индустриализации страны не было бы столь успешным, если бы не усиление притока иностранных инвестиций. Что в свою очередь является следствием удачного завершения реформирования финансово-кредитной системы и значительных успехов Министерства Финансов во главе с Витте в области внешней политики.
    Конечно же, для достижения намеченной цели использовались не только заграничные капиталы, которые Витте называл "лекарством против бедности", ссылаясь при этом на примеры из истории США и Германии. Промышленное развитие обеспечивалось также за счёт внутренних ресурсов, накапливаемых с помощью введения казённой винной монополии, усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов, поощрения вывоза.

    Среди других особенностей росписи и исполнения бюджета в период министерства С. Витте стоит отметить также:
    высокую динамику роста доходов и расходов: среднегодовые темпы прироста общего баланса государственного бюджета в 1892-1903 гг. достигли 6,5 % против 2,7 % в предыдущее десятилетие.

    Витте внёс огромный вклад в развитие технического и коммерческого образования в России. Министр финансов прекрасно понимал, что поднять промышленность на ноги без наличия квалифицированных кадров не представляется возможным.
    В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось еще весьма значительным.

    Не всё получилось у великого российского реформатора. Но с именем Сергея Юльевича Витте неразрывно связаны те огромные перемены, которые способствовали подъёму российской экономики на рубеже XIX – XX веков.

    Список используемой литературы:

    1. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. – С.- Петербург: 2000. – 431 с.

    2. Архипов И.Л., Блохин В.Ф. История России в портретах. – Смоленск: Русич, Брянск, Курсив. – 1997. – 512 с.

    3. Бабенко П.М. История реформ (1894-1917). – М.:2000. – 134 с.

    4. Белоусов Р. Экономическая история России 20 век. – М.: ИЗДАТ, 1999. – 406 с.

    5. Витте С. Ю. Избранные воспоминания, 1849-1911 гг.

    – М.: Мысль, 1991. - 453c.

    6. История менеджмента / Ред. Валового Д.В.– М.: 1997. – 253 с.

    7. Племак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. – М.: Весь Мир, 2000. – 360 с.

    8. Сергей И. Витте. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 254с.

    9. Тютюкин С.В. Отечественная история. – М.: Наука, - 2005. – 545 с.

    Петров. – М.: Российская политическая энциклопедия. 2005. – 544 с.

    11. Абалкин. Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. // Мир Музея. – 1999. - №6. – С. 30 – 35.

    12. Артёмов Ю.М. К юбилею великого реформатора.

    // Финансы. – 1999. - №7. – С. 3 – 15.

    13. Гундина И.Ф. Государство и экономика в годы правления С.Ю. Витте.

    //Вопросы истории. – 2006. - №12. – С. 84 – 91.

    14. Исправников В.О., Куликов В.В. Реформы «эры Витте»

    // Российский экономический журнал. – 1997. – №2. – С. 75- 77.

    15. Калинина А.А. Витте, самодержавие и империя: мечты конца XIX века.

    // Российский экономический журнал. – 1997. – №2. – С. 148 – 161.

    16. Слепнев И.Н. Последний год жизни С.Ю. Витте.

    // Исторический архив. – 2004. - №4. – С. 53-84.

    17. Сутягин В. Витте, которого могло и не быть.

    // Лицейское и гимназическое образование. – 2005. - №6. – С. 25 - 27.

    18. Хорос В. С.Ю.Витте: судьба реформатора.

    // Российский экономический журнал. – 1998. - №9. – С. 51 – 63.

    19. Юдина Т. О взглядах и деятельности С.Ю.Витте.

    // Россия XXI. – 2001. - №4. – С. 109 – 112.

    20. On-Line библиотека, поисковик Yandex: [Электронный документ]

    21. Web-ресурсы о Сергее Юльевиче Витте (links) [Электронный документ]

    22. Кирдина С. Г. Kirdina.ru персональный сайт [Электронный документ]

    (http://kirdina.ru/public/vittetez/index.shtml) Проверено 14.04.2008.

    23. Российский общеобразовательный портал [ Электронный документ]

    (http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12394) Проверено 01.05.2008


    Экономическая история: Ежегодник 2005/ Ред. Л.И. Боробкин, Ю.А.

    Петров. – М.: Российская политическая энциклопедия. 2005. – 195 с.

    Экономическая история: Ежегодник 2005./ Ред. Л.И. Боробкин, Ю.А.

    Петров. – М.: Российская политическая энциклопедия. 2005. – 203 с.

    Абалкин. Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте.

    // Мир Музея. – 1999. - №6. – 13с.

    Экономическая история: Ежегодник 2005./ Ред. Л.И. Боробкин, Ю.А.

    Петров. – М.: Российская политическая энциклопедия. 2005. – 202с.

    On-Line библиотека, поисковик Yandex: [Электронный документ]

    (http://www.xserver.ru/user/vitmr/2.shtml) Проверено 14.04.2008.

    Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. –

    С.- Петербург: 2000. – 65 с.

    Гундина И.Ф. Государство и экономика в годы правления С.Ю. Витте.

    //Вопросы истории. – 2006. - №12. – С. 84.

    Белоусов Р. Экономическая история России 20 век. – М.: ИЗДАТ, 1999. – 406 с.

    Абалкин. Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. // Мир Музея. – 1999. - №6. – С. 30 – 35.

    Племак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. – М.: Весь Мир, 2000. – 77 с.

    Web-ресурсы о Сергее Юльевиче Витте (links) [Электронный документ]

    (http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/shil99.ssi) Проверено 14.04.2008.

    Бабенко П.М. История реформ (1894-1917). – М.:2000. – 13-16 с.


    | | | | | 6 |

    Витте с большой энергией создавал условия для притока в Россию иностранного капитала как в виде займов, так и в форме прямых вложений, что противоречило заветам Вышнеградского. Сырьевые и энергетические ресурсы страны, дешевая рабочая сила, устойчивая денежно-финансовая система и преувеличенные представления о социально-политической стабильности самодержавного строя делали Россию исключительно выгодной сферой приложения иностранного капитала. Его доля в акционерном капитале горной, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслей превышала долю российского капитала. Иностранный капитал преобладал в тяжелой промышленности Юга России, в разработке бакинской нефти, в золотопромышленности. На иностранные деньги развивались такие новые отрасли, как электрохимическая, электротехническая, городское коммунальное хозяйство, производство новейших средств связи. Если в 1893 г. доля иностранного капитала по отношению ко всему акционерному капиталу составляла 27%, то к 1900 г. она возросла до 45%.
    Этот курс на привлечение иностранного капитала был экономически оправдан: в его основе лежал тот несомненный факт, что Россия была страной, бедной капиталами, с ограниченными внутренними возможностями их концентрации и с высокой долей непроизводительных расходов. Попытки Вышнеградского и Витте использовать сельскохозяйственное производство для нужд промышленной модернизации наталкивались на сопротивление поместного дворянства, да и в принципе могли дать подлинный эффект лишь при беспощадном разграблении русской деревни, что в конце XIX в. представлялось немыслимым.
    Воздействие иностранного капитала не сказывалось на самостоятельности российской внешней и внутренней политики, хотя государственные и частные займы, делавшиеся во Франции, несомненно укрепляли прочность русско-французского союза. Знаменательно признание С. Ю. Витте: «Я совсем не боюсь иностранных капиталов, почитая их за благо для нашего отечества, но я боюсь совершенно обратного, что наши порядки обладают такими специфическими, необычными в цивилизованных странах свойствами, что немного иностранцев пожелают иметь с нами дело».
    Реформы Витте. Главным делом С. Ю. Витте в первые годы его министерства, когда он ощущал полное доверие Александра III, стало введение винной монополии. Задуманная Вышнеградским в целях резкого увеличения поступлений в казну, винная монополия включала в себя розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками и очистку спирта. В 1894 г. винная монополия получила силу закона и постепенно стала вводиться в губерниях Российской империи. К концу министерства Витте она охватила практически всю территорию страны и давала значительные поступления в казну — более 10 процентов бюджетных доходов.
    Витте завершил конверсию российских внешних займов, которая была задумана еще Бунге и начала осуществляться при Вышнеградском. С 1888 г. на Парижской бирже обменивались 5-процентные и 6-процентные российские государственные облигации на облигации с более низким процентом и более длительными сроками погашения. Конверсия внешних займов России привела к переходу русских ценных бумаг на французский денежный рынок и к увеличению государственного долга. При Витте усилился рост частной и общественной задолженности зарубежным банкам: к 1903 г. внешнегосударственная задолженность достигла огромной по тем временам цифры 5 800 млн. руб.
    Увеличение внешней задолженности дало возможность стабилизировать положение рубля и провести в 1897 г. денежную реформу, которая устанавливала золотой монометаллизм. Рост налоговых поступлений, добыча и покупка золота позволили Государственному банку увеличить золотую наличность до размера, который почти соответствовал сумме обращавшихся кредитных билетов. Кредитные билеты стали обмениваться на золото без ограничений. Введение золотого стандарта открывало новые возможности для привлечения иностранного капитала.
    Денежная реформа Витте укрепила внешний и внутренний курс рубля, но в ее основе лежали финансовые и фискальные мероприятия, а не подлинная экономическая стабилизация. Витте называл денежную реформу «величайшей» и гордился тем, что провел ее вопреки сопротивлению помещиков — экспортеров хлеба, а также французского правительства, которое высказывалось за биметаллизм. Ее значение он видел в дальнейшем укреплении национальной промышленности.
    В определенном смысле эта цель была достигнута. С 1893 г. российская промышленность развивалась невиданно бурными темпами: за неполных 7 лет объем промышленного производства более чем удвоился. К концу XIX в. по основным структурным параметрам и валовым показателям Россия входила в число 4-5 ведущих промышленных держав мира. Все возрастающая роль России в мировой системе хозяйства вполне соответствовала ее политическому авторитету и военному могуществу.
    Необратимый характер приобрела урбанизация: к 1897 г. городское население еще недавно сплошь земледельческой страны составляло 13%, приток населения в крупные промышленные центры был исключительно высок. Серьезную конкуренцию старым промышленным центрам — Уральскому, Центральному, Северо-Западному — стали составлять новые: Донецкий и Бакинский.
    Промышленный подъем, начавшийся в 1893 г., сопровождался техническим перевооружением основных отраслей промышленности. Особенно быстро развивались отрасли тяжелой промышленности: металлургическая, машиностроительная, горнозаводская. Их доля в общем объеме промышленной продукции менее чем за 10 лет возросла с 30 до 46%.
    Протяженность железных дорог за последние 10 лет XIX в. увеличилась почти в два раза. Витте продолжал политику Вышнеградского, которая заключалась в сосредоточении железных дорог в руках государства. Частные железные дороги, нередко обремененные долгами, выкупались на условиях, благоприятных для их владельцев. Новый размах получило казенное железнодорожное строительство, которое служило ускоренному развитию отраслей тяжелой промышленности и привлечению иностранного капитала. Если в 1892 г. было вновь открыто 490 верст железных дорог, то уже в 1894 — 2 117, а в 1899 — более 4 600. Для России с ее пространствами железнодорожное строительство имело исключительное значение: оно способствовало хозяйственному освоению территорий с огромным экономическим потенциалом, стимулировало переход к крупным формам организации производства.
    Успехи экономической модернизации были очевидны. Однако она носила ограниченный характер и практически не затронула сферу сельского хозяйства. При Вышнеградс-ком и Витте возросли товарность и экспортные возможности российской деревни, но рост товарной продукции обеспечивался в основном ценой вовлечения в оборот новых земель. Усилий министров финансов было недостаточно, что- бы изменить расстановку социальных сил в деревне. Позиции поместного дворянства оставались непоколебленными, и важнейший вопрос русской жизни — земельный — не был решен.
    Противоречивы были политические и социальные последствия экономической модернизации. Ее успех не был успехом частнопредпринимательской деятельности, не был торжеством свободной конкуренции и стихийно складывающихся рыночных отношений. Государственное покровительство национальной промышленности привело к тому, что стихией российских предпринимателей был не свободный рынок, а монопольные права, которые им предоставляло правительство.
    С особой силой это проявлялось в сфере взаимоотношений труда и капитала. Опираясь на правительственный аппарат, деятели российской промышленности извлекали сверхприбыли из эксплуатации рабочих. За исключением сравнительно небольших групп, сконцентрированных на государственных военных заводах, промышленные рабочие России зарабатывали меньше, чем в любой другой промыш-ленно развитой стране. Зрелость рабочего движения, совпавшая с периодом модернизации, не была по-настоящему осознана фабрикантами. Под давлением стачечного движения правительство пошло на регламентацию отношений между предпринимателями и рабочими.
    Политическая примитивность российских капиталистов была столь велика, что не только Бунге, но и Витте обвиняли в социализме. Особенности становления и развития российского капитализма делали его представителей невосприимчивыми к идеям и практике социального реформизма и компромисса. Следствием этого была радикализация рабочего класса, а несомненная связь самодержавных институтов и капитала способствовала выдвижению рабочими не только экономических, но и политических требований. Промышленная Россия не знала социальной гармонии. Ценой экономической модернизации стал антагонизм между новыми классами общества: промышленным пролетариатом и буржуазией.
    Промышленный кризис. В конце 1899 г. российская промышленность ощутила первые симптомы кризиса, который в следующем году стал всеобщим, охватив все мировое хозяйство. Для экономики России он оказался особенно длительным и тяжелым.
    Первым предвестником спада стал европейский денежный кризис, что вынудило Государственный банк, а за ним и частные банки сократить кредиты предприятиям, повысить ставки учетного процента. За этим последовало сокращение товарного кредита, массовые закрытия мелких и средних производств. Предприниматели искали выход в резком снижении заработной платы и в локаутах. Безработица в отдельных отраслях промышленности и в некоторых регионах достигала 40-50% , что предопределило неизбежность острого социального столкновения.
    Промышленный кризис 1900 г. свидетельствовал о зрелости капиталистического производства в России, о ее вовлеченности в мировую систему хозяйства. Не случайно именно в эти годы стали возникать первые синдикаты, возвестившие о наступлении стадии монополистического капитализма.
    Одновременно кризис показал неполноту модернизатор-ских усилий Бунге, Вышнеградского и Витте. Развитие производства, структурные изменения в промышленности не сопровождались социальными переменами. Власти откладывали решение назревших социальных вопросов, игнорировали требования масс, что было бесполезно и опасно. Экономическая модернизация оказалась ненужной поместному дворянству, располагавшему всей полнотой политической власти в стране. Объективно ее дальнейшее проведение требовало кардинального изменения существующих социальных отношений, смены политического строя.
    Бездействие власти обрекало народное хозяйство на кризис и вело страну к гибельным потрясениям. Изменить застой и рутину, царившие в верхах, оказалось не под силу даже энергичным министрам финансов. Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте так и не сумели преодолеть косность, некомпетентность и безволие людей, которые решали судьбу России на рубеже XIX-XX вв.

    Срезовая контрольная работа по истории. Вариант 1.

    1. Годы правления Николая II:

    1) 1881 - 1894 гг. 3) 1896 - 1905 гг.

    2) 1894 - 1917 гг. 4) 1896 - 1918 гг.

    2. Составной частью Столыпинской аграрной реформы было:

    1) укрепление сельской общины

    2) проведение переселенческой политики

    3) введение временнообязанного состояния

    4) ликвидация помещичьего землевладения

    3. Первые монополии в России в начале XX века существовали в форме:

    1) картелей и трестов 2) торговых компаний и акционерных обществ

    3) синдикатов и картелей 4) крестьянских общин и кооперативов

    4. С какого события началась революция 1905-1907 гг.?

    1) с всероссийской октябрьской политической стачки

    2) с вооружённого восстания в Москве

    3) с «Кровавого воскресенья»

    5. Система двоевластия существовала в стране в:

    6. Переход к индустриальному обществу называется:

    1) индустриализацией 2) модернизацией

    3) промышленным переворотом 4) цивилизацией

    7. Контрреволюционный мятеж в августе 1917 г. с целью установления в стране военной диктатуры получил название

    1) корниловщина 2) столыпинщина

    3) двоевластие 4) аракчеевщина

    8. Установите соответствие между названием политической партии и её лидером:

    9. Хронологические рамки Гражданской войны

    10. Курс на сплошную коллективизацию означал:

    1) переселение рабочих в деревню

    2) передачу всей земли совхозам

    3) объединение единоличников в колхозы

    4) создание крупных ферм крестьян

    11. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в результате разгрома фашистских войск:

    1) под Москвой 2) в Белоруссии и в Крыму

    3) в Восточной Пруссии 4) под Сталинградом и на Курской дуге

    12. Второй фронт в годы Второй мировой войны был открыт в:

    13. Авария на Чернобыльской АЭС произошла в:

    1) 1987 г. 2) 1985 г.

    3) 1986 г. 4) 1988 г.

    14. Россия провозгласила свой суверенитет:

    15. Проведённая в России в начале 1990-х гг. передача или продажа в частную собственность ряда государственных предприятий называется:

    1) национализацией 2) приватизацией

    3) секуляризацией 4) денационализацией

    Срезовая контрольная работа по истории. Вариант 2.

    1. Николай II на вопрос всероссийской переписи о роде занятий ответил: «Хозяин земли русской». Этот ответ свидетельствовал о том, что

    1) Российское государство было крупнейшим в мире

    2) в России существовала самодержавная форма правления

    3) российские правители занимались благотворительностью

    4) в России проживали представители только русской национальности

    2. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

    3) «Кровавое воскресенье» 4) создание РСДРП

    3. Назовите хронологические рамки русско-японской войны?

    1) 1902-1903 гг. 2) 1904-1905 гг.

    3) 1905-1907 гг. 4) 1905 – 1906 гг.

    4. Основное военное событие 1916 г.

    1) «Брусиловский прорыв»

    2) объявление Германией войны России

    3) разгром 1-й и 2-й русских армий в Восточной Пруссии

    4) оккупация немецкими войсками территории Галиции, Белоруссии, Украины

    5. Когда, по старому стилю, произошёл штурм Зимнего дворца и арест членов Временного правительства?

    6. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в

    1) 1918 г. 2) 1922 г.

    3) 1924 г. 4) 1930 г.

    7. Установите соответствие:

    1. итоги индустриализации

    А) развитие военно-промышленного комплекса

    2.итоги коллективизации

    Б) ликвидация частнособственнических крестьянских хозяйств

    В) отставание в развитии лёгкой промышленности

    Г) обобществление средств производства

    Д) первое место в Европе и второе место в мире по объёму промышленного производства

    Е) «раскулачивание» почти 15 % крестьянства

    Ж) широкое привлечение зарубежного опыта

    8. Вторая мировая война началась:

    9. Отказ в начале 1990-х г.г. от государственного регулирования большинства цен называется:

    1) приватизацией 2) национализацией

    3) инфляцией 4) либерализацией

    10. Главная причина массового голода на Украине и Северном Кавказе в 1932-1933 гг.:

    1) неурожай 2) саботаж кулачества

    3) насильственное изъятие хлеба у крестьян государством 4) падеж скота

    11. Самое крупное танковое сражение Второй мировой войны произошло:

    1) при Арденнах 2) под Прохоровкой

    3) у города Калач 4) в ходе Берлинской операции

    12. Начало «холодной войны» было ознаменовано:

    1) ядерной бомбардировкой США японских городов 2) образованием блока НАТО

    3) речью У. Черчилля в городе Фултоне 4) образование 2-х немецких государств

    13. В ходе «перестройки» во второй половине 80-х годов предполагалось:

    1) провести коренную ломку советской хозяйственной системы и властных структур

    2) реанимировать с помощью хозрасчета советскую экономику при сохранении власти КПСС

    3) совершить радикальный поворот к рынку и демократии

    4) догнать и перегнать Америку

    14. Термином «перестройка» принято обозначать период:

    1) 1985-1991 гг. 2) 1987-1990 гг.

    3) 1990 г. - по настоящее время 4) пребывания в должности президента РФ В.В. Путина

    15. К какому из названных периодов отечественной истории относится понятие «стагнация»:

    1) первому послевоенному десятилетию 2) периоду «оттепели»

    3) «эпохе застоя» 4) годам перестройки

    Срезовая контрольная работа по истории. Вариант 3.

    1. Для усиления притока иностранного капитала С.Ю. Витте

    1) провёл денежную реформу

    2) отказался от политики протекционизма

    3) разрешил свободное хождение в России иностранных денег

    4) передал оборонную промышленность в руки иностранных предпринимателей

    2. Какое сословие России занимало главенствующее положение в политике страны?

    1) купечество 2) дворянство

    3) духовенство 4) казачество

    3. Кто был лидером партии меньшевиков?

    3) В.М.Чернов 4) П.Н.Милюков

    4. Какой год Первой мировой войны получил название год «Великого отступления»?

    1) 1913 г. 2) 1914 г.

    3) 1915 г. 4) 1916 г.

    1) передачу крестьянам помещичьих земель

    2) созыв Государственной думы

    3) принятие в России конституции

    4) отменил демократические свободы

    6. После Февральской революции Россия была провозглашена

    1) федерацией 2) республикой Советов

    3) конституционной монархией 4) республикой

    7. Правительство, сформированное из представителей различных партий, называется

    1) временным 2) коалиционным

    3) учредительным 4) компромиссным

    8. В период НЭПа наибольшее развитие получила(-о):

    1) тяжелая промышленность 2) сельское хозяйство

    3) торговля 4) наука

    1) И.В. Сталин 2) Г. К. Жуков

    3) С.К. Тимошенко 4) С.М. Буденный

    10. В 1940 г. СССР был исключен из Лиги Наций за:

    1) помощь республиканской Испании

    2) агрессию против Финляндии

    3) секретный договор с Германией о разделе сфер влияния

    4) столкновение с Японией на Дальнем Востоке

    11. Юрий Гагарин полетел в космос:

    12. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

    1) 1953-1964

    А) И. В. Сталин

    2) 1985-1991

    Б) М. С. Горбачев

    3) 1924-1953

    В) Л. И. Брежнев

    4) 1964-1982

    Г) Н. С. Хрущев

    13. Советские войска были введены в Афганистан в:

    1) 1976 г. 2) 1978 г.

    3) 1979 г. 4) 1980 г.

    14. Договор об образовании СНГ был подписан в 1991 г.:

    1) Россией и Казахстаном

    2) Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном

    3) всеми республиками СССР, кроме Прибалтики

    4) Россией и Белоруссией

    15. Система международных отношений, характеризующаяся балансом примерно равных сил двух конкурирующих блоков государств, называется:

    1) монополярной 3) биполярной

    2) глобальной 4) интернациональной

    Ответы.

    Вариант 1.

    1. 2.

    2. 2.

    3. 3

    4. 3.

    5. 2

    6. 2.

    7. 1.

    8. 1Г 2В 3А 4Б 5Д

    9. 1.

    10. 3.

    11. 4.

    12. 2.

    13. 3.

    14. 2.

    15. 2.

    Вариант 2.

    1. 2.

    2. 4.

    3. 2.

    4. 1.

    5. 1.

    6. 2.

    7. 1АВДЖ 2БГЕ

    8. 3.

    9. 4.

    10. 3.

    11. 2.

    12. 3.

    13. 2.

    14. 1.

    15. 3.

    Вариант 3.

    1. 1.

    2. 2.

    3. 2.

    4. 3.

    5. 2.

    6. 4.

    7. 2.

    8. 3.

    9. 1.

    10. 2.

    11. 1.

    12. 1Г 2Б 3А 4В

    13. 3.

    14. 2.

    С.Ю.Витте и управление народным хозяйством

    (к 150-летию со дня рождения)

    ВАДИМ МАРШЕВ
    профессор МГУ им. М.В.Ломоносова

    Яркой фигурой, стоявшей во главе системы государственного управления хозяйством в России, был Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915). Начав службу после окончания физико-математического факультета Новороссийского университета (г.Одесса) с должности кассира на Одесской казенной железной дороге, он вырос до ее начальника, а потом министра путей сообщения, министра финансов и председателя Совета министров. Свою карьеру С.Витте закончил членом Государственного совета (1906-1915 гг.).

    За 17 лет (с 1889 по 1906 г.) пребывания на руководящих государственных должностях С.Витте подготовил и реализовал более 10 крупных народнохозяйственых реформ, в результате которых Россия совершила скачок в своем экономическом и особенно промышленном переустройстве и развитии.

    Экономическая политика С.Витте

    Находясь на высших руководящих постах, С.Витте делал основной акцент в своей деятельности на усилении роли государства в управлении народным хозяйством, особенно в критических ситуациях. В целом его экономическая политика базировалась на двух важнейших элементах - протекционизме и привлечении иностранных капиталов.

    Если первое не было оригинальным, а, по существу, продолжало идеи И.Вышнеградского 1 , то второе потребовало от С.Витте резких изменений во взглядах, чему способствовало успешное проведение разработанной им денежной реформы. Еще в 1893 г., уже будучи министром финансов (с 1892 по 1903 г.), он весьма осторожно отзывается о привлечении иностранных капиталов, высказывая опасение, что “русская предприимчивость”, несмотря на таможенное ограждение, может оказаться не в силах одолеть у себя соперничества “иностранной предприимчивости”. Но к концу 90-х годов С.Витте начал выступать за интенсивное привлечение иностранных капиталов.

    Основной идеей Витте было стремление приобщить Россию к мировому хозяйству, открыть широкие пути для промышленного развития страны, утвердить прочную денежную систему – залог привлечения к промышленной деятельности капиталов и расширения сферы кредитных отношений с Европой.

    О развитии отечественной промышленности

    В марте 1899 г. на совещании министров под председательством царя обсуждался доклад С.Витте “О необходимости установить и затем неуклонно придерживаться определенной программы торгово-промышленной политики империи”, содержавший его взгляды на перспективы экономического развития России. В докладе он утверждал, что упомянутая политика должна проводиться “по определенному плану, со строгой последовательностью и систематичностью”, ибо только благодаря этому может быть решена “коренная не только экономическая, но и политическая задача” – создание своей собственной национальной промышленности.

    Не отрицая наличия у населения огромных финансовых трудностей, возникших в связи с введением таможенного тарифа 1891 г., и одновременно указывая на низкое качество отечественной продукции и общую слабую развитость национальной промышленности, С.Витте видел решение всех проблем в “капиталах, знаниях и предприимчивости”. Прежде всего - в капиталах, ибо без них “нет и знаний, и нет предприимчивости”. Россия бедна капиталами, следовательно надо искать их за границей. При этом он настаивал на сохранении таможенного тарифа 1891 г., а также на том, чтобы “по крайней мере до 1904 г.” не производилось никаких стеснений притоку иностранных капиталов.

    К началу XX в. политика Витте приняла конкретный и целенаправленный характер - в течение примерно 10 лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Средства предлагались те же - таможенная защита отечественной промышленности и поощрение вывоза; привлечение иностранных капиталов; накопление ресурсов с помощью косвенного налогообложения, казенной винной монополии и казенных железных дорог.

    С.Витте критически оценивал достижения России, признавая ее земледельческой страной. В связи с этим он писал: “при сложившемся ныне строе политических и экономических международных отношений земледельческая страна, не имеющая своей собственной промышленности, достаточно развитой, чтобы удовлетворить главным потребностям населения продуктами отечественного труда, не может почитать свою мощь непоколебимой; без своей собственной промышленности она не может достигнуть настоящей экономической независимости, а опыт всех народов наглядно показывает, что только хозяйственно самостоятельные народы оказываются в силе проявлять в полной мере и свое политическое могущество. Англия, Германия, Соединенные Штаты прежде чем стать влиятельными державами в международной политике, напряженными усилиями и всесторонней системой мероприятий насаждали и развивали у себя промышленность”.

    По мнению Н.Бунге 2 , ни один из министров финансов пореформенной России не пользовался так широко средствами государственного воздействия на экономику страны, как С.Витте. При этом он не пренебрегал опытом частного предпринимательства. Сказалось то, что на протяжении более 10 лет он практически реализовывал и оценивал возможности частного хозяйства, занимая различные руководящие должности в акционерном обществе юго-западных железных дорог. Будучи управляющим юго-западными дорогами С.Витте руководил 30-тысячным коллективом и вывел это частное хозяйство из убыточного в прибыльное.

    О работе с персоналом

    Уже там раскрылись его способности по работе с кадрами. Он сумел создать такое рабочее настроение и так умело подобрать людей, что дорога стала творить “чудеса”. Все ее служащие стояли друг за друга и готовы были сделать для дороги все возможное и невозможное. Причем стоило С.Витте в каком угодно ведомстве встретить мало-мальски выдающегося человека, как он немедленно устраивал его у себя. Заняв высшую государственную должность, он использовал свои знания и опыт (и прежде всего опыт работы с людьми), чтобы сделать казенное железнодорожное хозяйство страны прибыльным.

    С.Витте с первых же дней своей деятельности в качестве министра путей сообщения, а вскоре и министра финансов стал привлекать в качестве сотрудников известных ему специалистов из частного сектора, формируя, как теперь модно выражаться, команду специалистов и руководителей. Приходилось преодолевать устоявшиеся бюрократические каноны системы чинопроизводства. Благо, что в 80-х годах в России серьезно обсуждался вопрос об ее отмене, высказывались отрицательные оценки этой системы, порождавшей массовую “узаконенную” некомпетентность и в итоге сковывавшей развитие производительных сил страны.

    В ту пору ряд ведомств в интересах привлечения специалистов начали пополняться лицами, переходящими с частной службы на государственную, а следовательно, либо не имевшими чинов, либо находившимися в чинах, не соответствующих занимаемому положению. В этом вопросе С.Витте имел и личный опыт. Будучи управляющим юго-западными дорогами в момент назначения директором департамента железнодорожных дел министерства финансов он имел чин всего лишь IX класса (титулярного советника), а получил сразу чин IV класса (действительного статского советника). Правда, этот случай был уникальным, сугубо персонифицированным, поскольку перевод был осуществлен по решению Александра III.

    В связи с острой потребностью в профессионалах и компетентных кадрах по инициативе С.Витте были изданы законы, устанавливавшие вопреки “Уставу о службе гражданской” новые правила определения на государственную службу лиц ведомства министерства финансов, что позволило ему на законном основании реализовывать свою кадровую политику. Так, он пригласил на службу специалистов в области тарифного дела преимущественно из управления юго-западных дорог, часто не имевших никаких чинов и даже прав на вступление на государственную службу.

    По оценкам современников и исследователей, такой метод подбора чиновников явился успешной и к тому же, по всей вероятности, первой в истории российской бюрократии попыткой введения в состав среднего чиновничества служащих предпринимательских организаций.

    Став министром финансов, С.Витте в конце 1894 г. внес представление в Госсовет, испрашивая разрешения на прием в должности всех ведомств министерства до V класса включительно (чин статского советника) лиц, не имевших права на определение на службу, но при условии наличия у них высшего образования. Это способствовало значительному увеличению в составе государственных учреждений людей с высшим образованием - с 1893 по 1896 г. их число возросло на 64% при общем увеличении штата на 6%. Оценивая кадровую политику и реальные мероприятия С.Витте, не надо забывать, что все они проводились с целью сделать вмешательство государства в экономическую жизнь страны более эффективным.

    Вот как С.Витте сам оценивает свои качества руководителя: “Я имел счастье вообще, где бы я ни служил, приглашать талантливых сотрудников, что, по моему мнению, составляет одно из самых главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам, а по государственным в особенности. Лица, которые не умеют выбирать людей, не имеют нюха к людям, которые не могут оценить их способностей и недостатков, мне кажется, не могли бы быть хорошими администраторами и управлять большим делом. Что касается меня, то я могу сказать, что у меня этот нюх, может быть природный, очень развит. Я всегда умел выбирать людей, и какую бы должность я ни занимал, и где бы я ни был, везде являлась крупная плеяда талантливых и способных работников. Так было на юго-западных железных дорогах. Особенно же это проявилось на более обширном поприще моей деятельности, т.е. когда я был министром финансов в течение 10,5 лет. Все последующие министры финансов, бывшие после меня, как-то Плеске, Шипов, Коковцов 3 – все это бывшие мои сотрудники, которых я, так сказать, вытащил. Также среди членов Государственного совета есть целая серия членов, которые прежде были моими сотрудниками на различных поприщах. В настоящее время главные посты министерства финансов все заняты бывшими моими сотрудниками, а также это можно сказать и относительно частных обществ”.

    О подготовке кадров

    Значительны заслуги С.Витте и в создании системы коммерческого и технического образования. Это первостепенной государственной важности дело он сумел поставить на прочный фундамент, отстранив от него всякие следы “духовно-консерваторской опеки” и открыв широкий простор для частной инициативы. Только перечень открытых под эгидой департамента торговли министерства финансов учебных заведений показывает, как много он сделал для народного просвещения.

    В начале С.Витте с целью инициирования активности российских промышленников и предпринимателей в учреждении и управлении коммерческими училищами провел через Госсовет Положение о коммерческом образовании. В результате представители частного бизнеса стали охотно давать на это деньги и за 4-5 лет практически без затрат государственных средств были открыты 73 коммерческих училища, реорганизовано Строгановское училище технического рисования и учреждено несколько промышленно-художественных училищ. В заслугу С.Витте нужно поставить и закон 1897 г. о сельских ремесленных учебных мастерских.

    Развив сеть среднего коммерческого образования, С.Витте начал кампанию по учреждению первых в России коммерческих и технических высших учебных заведений, “которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов”. Под его руководством был разработан и принят Госсоветом устав Санкт-Петербургского политехнического института, а затем открыты этот и еще два института (в Киеве и Варшаве).

    Можно привести и другие примеры успехов С.Витте, но и эти примеры убедительно говорят о его выдающейся государственной экономической деятельности.

    1 И. Вышнеградский был министром финансов с 1887 по 1892 г.
    2 Н. Бунге был министром финансов с 1881 по 1886 г.
    3 Э. Плеске был министром финансов с 1903 по 1904 г., И. Шипов – с 1905 по 1906, В. Коковцов – с 1904 по 1905 г. и с 1906 по 1914 г.

    Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

    Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

    • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
    • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополия государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
    • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
    • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
    • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
    • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

    Краткая таблица реформ

    Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
    Реформа Год проведения Задачи Последствия
    «Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до 500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
    Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
    Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на ввоз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
    Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

    Подготовка реформ

    До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

    Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

    Денежная реформа и инвестиции

    Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

    Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально было обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

    Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

    Приток иностранного капитала

    Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

    • Франция – 732 млн
    • Великобритания – 507 млн
    • Германия – 442 млн
    • Бельгия – 382 млн
    • США – 178 млн

    В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

    Оценка реформ

    В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

    Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


    Результаты экономической политики С.Ю. Витте

    • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
    • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
    • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

    Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

    © 2024 vikavto68.ru -- Автомобильный портал - Vikavto68