Требования к печати ао. Требования к печатям

Главная / Проверка штрафов

«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

Статья 2. Основные положения об акционерных обществах

7. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью

5. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Статья 2. Унитарное предприятие

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Федеральный конституционный закон

"О Государственном Гербе Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 N 2-ФКЗ, от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

Статья 2.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Статья 3.

Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках:

  • федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
  • постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
  • решений Конституционного Суда Российской Федерации;
  • решений Верховного Суда Российской Федерации;
  • решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президента Российской Федерации;
  • Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительства Российской Федерации;
  • Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Верховного Суда Российской Федерации;
  • Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте помещается на бланках:

  • Администрации Президента Российской Федерации;
  • полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
  • Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  • Счетной палаты Российской Федерации;
  • Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • Центрального банка Российской Федерации.

Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках:

  • межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
  • органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации;
  • органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации;
  • федеральных судов;
  • органов прокуратуры Российской Федерации;
  • дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Статья 4.

Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 5.

Государственный герб Российской Федерации помещается:

  • на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Федерации;
  • на фасадах зданий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правитльства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • в рабочем кабинете Президента Российской Федерации;
  • в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других федеральных судов, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.07.2002 N 2-ФКЗ) в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях; (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ) в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (абзац введен Федеральным конституционным законом от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 6.

Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 7.

Государственный герб Российской Федерации помещается на:

  • штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;
  • боевых знаменах воинских частей;
  • знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации;
  • военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации может помещаться на:

  • денежных знаках;
  • государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;
  • знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти.
Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Статья 8.

Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 9.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Статья 10.

Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11.

Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.В.ПУТИН Москва, Кремль 25 декабря 2000 года.
N 2-ФКЗ Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"
N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в многоцветном варианте
Приложение 2 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации" N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в одноцветном варианте.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В целях исключения дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти города Москвы и в связи с завершением передачи полномочий по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральным органам исполнительной власти Правительство Москвы постановляет:

1. Ликвидировать Московскую регистрационную палату (далее - Палата).
2. Назначить председателем ликвидационной комиссии Палаты первого заместителя руководителя Департамента имущества города Москвы Ануприенко В.Ю. и поручить ему в недельный срок представить на утверждение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации Палаты в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, а также, незамедлительно сообщить в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о ликвидации Палаты. Заместителем председателя ликвидационной комиссии назначить председателя Московской регистрационной палаты Александрова И.А.
3. Ликвидационной комиссии Палаты:
3.1. Обеспечить выполнение функций Палаты в период ее ликвидации.
3.2 . Осуществлять свою работу в соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3.3. В недельный срок предупредить работников о предстоящем высвобождении в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
3.4. Представить в недельный срок в Департамент финансов города Москвы проект сметы расходов, необходимых для проведения ликвидационных мероприятий.
3.5. В двухнедельный срок опубликовать настоящее постановление в органах печати, в которых печатаются данные о государственной регистрации юридических лиц.
3.6. В трехмесячный срок принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
3.7. Передать копии цифрового изображения герба города Москвы и имеющуюся документацию об изготовителях печатей с изображением герба города Москвы Комитету лицензирования города Москвы.
3.8. Передать Департаменту имущества города Москвы недвижимое имущество в установленном порядке.
3.9. Передать Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документацию в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 29.12.2004 N 2631-РП "О мерах по совершенствованию информационного обслуживания в рамках системы "одного окна".
3.10. Передать Управлению Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории города Москвы с 1992 года.
3.11. Обеспечить уничтожение печатей и бланков Палаты.
3.12. Сдать в установленном порядке документацию Палаты в Главное архивное управление города Москвы за исключением документов, передаваемых в соответствии с пп.3.7,3.9,3.10.
4. Департаменту финансов города Москвы в случае недостаточности собственных средств Палаты для проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с представленной сметой (п.3.4) обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением ликвидационных мероприятий, за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2005 год на государственное управление.
5. Уполномочить Комитет лицензирования города Москвы на выдачу копий цифрового изображения герба города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - изготовителям печатей в целях изготовления печатей с изображением герба города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 11.06.2003 N 39 "О гербе города Москвы" и в части технических требований ГОСТ Р 51511-2001.
6. Определить Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы органом, ответственным за получение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
7. Признать утратившими силу распоряжение Мэра Москвы от 25.08.98 N 843-РМ "О создании в Московской регистрационной палате городского реестра печатей" и постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 290-ПП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 25 августа 1998 года N 843-РМ".
8. Управлению координации деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы в трехмесячный срок по согласованию с Правовым управлением Правительства Москвы представить в установленном порядке предложения по приведению правовых актов Правительства Москвы в соответствие с настоящим постановлением.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. и на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Письмо МНС России № 09-1-02/5216-АН816

по вопросу наличия на обычных печатях и штампах ОГРН

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 08.10.2003 № 15/17-16107 по вопросу необходимости использования Основного государственного регистрационного номера при изготовлении обычных печатей и штампов и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" на МНС России возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических лиц.

Действующими нормативными правовыми актами на МНС России не возложено осуществление функции по определению требований к печатям.

Постановлением Госстандарта России от 25.12.2003 № 573-ст принят и введен в действие ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования". Указанным ГОСТом установлено обязательное наличие на печатях с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации Основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

Таким образом, ОГРН должен указываться на гербовых печатях. Вместе с тем, обязательное наличие ОГРН на иных печатях законодательством не предусмотрено.

Согласно пункту 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", ОГРН указывается во всех документах этих юридических лиц наряду с их наименованием.

Исходя из изложенного, юридическое лицо может указать ОГРН в обычных печатях и штампах. Обязательного указания ОГРН в обычных печатях и штампах не требуется.

Отсутствие в обычных печатях и штампах юридических лиц ОГРН, по мнению МНС России, не может являться основанием для их замены.

В связи с изложенным, МНС России подготовлено соответствующее письмо в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга М.В.Мишустин

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ГЕРБОВУЮ ПЕЧАТЬ

Право на использование печати с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации (в т. ч. с воспроизведением в виде главной фигуры двуглавого орла) определено в ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации":

"Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями".

Иными словами, Государственный герб РФ имеют право изображать: - федеральные органы государственной власти; - государственные унитарные предприятия и государственные учреждения федеральной собственности (в случае указания в учредительных документах на право использования печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ); - образовательные учреждения (кроме дошкольных), имеющие государственную аккредитацию, выдающие документы государственного образца о полученном образовании (в соответствии со ст. 1 и п. 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании"); - предприятия и организации, имеющие в соответствии с нормативными актам РФ государственный статус.

В том же Федеральном конституционном законе оговорено (ст. 8): "Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны

Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций". Постановление Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" и ГОСТ Р 6.30-97 "УСД. УСОРД. Основные требования к оформлению документов" регламентируют указанный порядок следующим образом. Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ, с изображением гербов субъектов РФ, городов и районов должно осуществляться только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

Нормы вышеназванных нормативных правовых актов применяются при разработке правил изготовления, применения, хранения, уничтожения печатей органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

Закон № 82-ФЗ, изданный 06.04.2015, отменил обязанность компаний применять печать ООО и перевёл её в разряд добровольных атрибутов. Статья 2 закона «Об ООО» теперь звучит так: «Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему».

Нужна ли печать ООО

На самом деле, отказаться от этого атрибута юридического лица станет возможным ещё нескоро. Причины этому следующие:

  1. Статья 2 закона «Об ООО» теперь содержит такую оговорку: «Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать». Это означает, что вновь принятый законодательный акт федерального уровня может ввести её обязательное применение в какой-либо ситуации.
  2. Изменения о добровольном использовании штампов внесены в некоторые нормативно-правовые акты, но другие по-прежнему обязывают их использовать. Так, оттиск всё еще необходим в и в приходных . Надо дождаться, когда упоминание об обязательности печати будет удалено из других актов, а пока в некоторых ситуациях без неё нельзя обойтись. Конечно, ведомства отметили факт отмены, поэтому дают собственное толкование возникающих спорных ситуаций. Так, Роструд разрешил подтверждать записи в трудовых книжках не круглыми оттисками, а штампами кадровой службы.
  3. Если контрагент по сделке не отказался от печати, то при заключении договора он вправе требовать её использования и от вас. В таком случае сделка может не состояться, ведь стороны должны прийти к согласию относительно всех договорных условий.

В отношении документов, направляемых в налоговые органы (декларации, отчёты, справки), ФНС России сообщает, что независимо от внесения изменений в приказы налоговой службы, они принимаются как со штампом фирмы, так и без него (письмо от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@).

Кроме того, теперь по умолчанию признается, что организация не использует печать. Если же это не так, то в уставе обязана содержаться информация о её наличии (статья 2 закона № 14-ФЗ). Опять же, непонятно, в какие сроки надо изменить устав, если такой формулировки там не было. Ничего не сказано и об ответственности за нарушение этой нормы и о том, является ли печать организации легитимной, если в уставе о ней не говорится. Получается, что намерение законодателей упростить документальный оборот только добавило бизнесменам вопросов и хлопот.

Государственный реестр

Особый порядок регистрации предусмотрен только при использовании гербовых изображений, а официальный учёт печатей коммерческих структур не ведётся. Тем не менее, какое-то время такой реестр существовал, но только для Москвы. В 1998 году было издано распоряжение московского мэра Юрия Лужкова о создании при регистрационной Палате г. Москвы городского реестра.

Всех московских бизнесменов обязали зарегистрировать печати в этом реестре, за что взималась госпошлина. Это было своего рода самоуправство столичного градоначальника, потому что ни в каком другом регионе РФ такого порядка учёта не было. Федеральная налоговая служба, в чьей компетенции находятся вопросы регистрации субъектов предпринимательской деятельности, потребовала отменить ведение московского реестра. Произошло это только через 7 лет - в феврале 2005 года.

Хорошо это или плохо, но в 2019 году государственного федерального реестра такого важного для юридического лица атрибута не существует. Чтобы заказать клише, достаточно передать по интернету или телефону название фирмы, коды ИНН и КПП, место нахождения. Никаких официальных документов для заказа не требуется, хотя некоторые изготовители запрашивают копии свидетельства о регистрации.

Конечно, при нынешнем развитии технологий можно заказать не только клише по своим реквизитам, но и любой другой организации по образцу. К сожалению, оттиск на бумаге не всегда гарантирует легитимность и принадлежность определённому юридическому лицу.

В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность по статье 327 за подделку документов и штампов, срок наказания - до двух лет лишения свободы. Если вы хотите гарантированно защитить деловые бумаги и содержащуюся в них конфиденциальную информацию, то для этого стоит использовать .

Изготовители штампов тоже не стоят на месте, предлагая такие способы защиты от подделок:

  • лазерная гравировка с полутоновыми рисунками и фотографиями;
  • специальный шрифт, разработанный по алгоритму для конкретного заказчика;
  • многоцветная флэш-технология;
  • гильоширные сетки из линий толщиной менее 0,1 мм;
  • защитные элементы по ГОСТ Р 51511-2001, которые используют для гербовых штампов;
  • контрольные метки (микроповорот, микросмещение, микродеформация отдельных букв или их элементов; имитация дефекта клише, следа от пылинки, заплыва краски, брызг, клякс; включение отдельных букв с иным шрифтом);
  • УФ-метки, видимые только в ультрафиолетовом свете;
  • химические метки;
  • рельефное клише с тиснением;
  • скрытые изображения;
  • двумерный штрих-код стандарта Data-Matrix.

Чем больше степеней защиты, тем дороже обойдётся изготовление. Но пока приходится в деловом обороте использовать этот символ юридического лица, надо принять все меры для его сохранности и невозможности подделать изображение.

Какой должна быть печать

Законодательство не устанавливает обязательные требования к печати организации. В предыдущей редакции статьи 2 закона об обществах с ограниченной ответственностью говорилось только про наличие в реквизитах полного фирменного наименования на русском языке и места нахождения (населённый пункт) ООО. Сейчас же формулировка сокращена до «…печать, штампы и бланки со своим наименованием». Так что, можно считать, что никаких официальных требований к форме и реквизитам штампов коммерческих структур не существует.

Однако, если посмотреть, как выглядят оттиски на документах разных фирм, можно увидеть их явное сходство между собой: по размеру и содержащейся информации. Оно вызвано тем, что профессиональные изготовители часть клише разрабатывают по ГОСТ Р 51511-2001, предназначенного для гербовых изображений. Соответственно, оборудование и стандарты работы для них применялись и для коммерческих заказчиков.

Важно: размещать герб РФ вправе только определённый круг лиц: федеральные органы власти; государственные органы, организации, учреждения; органы ЗАГСА.

Кроме того, в распоряжении московского мэра № 843-РМ указывались требования к внешнему виду оттиска:

  • круглый - окружность диаметром 38-42 мм;
  • треугольный - равносторонний треугольник с длиной стороны 38-42 мм;
  • прямоугольный - прямоугольник со сторонами размером от 35-50 мм до 70-100 мм.

Относительно информации, обязательной для указания на клише юридических лиц, приводились такие требования:

  • полное наименование на русском языке с указанием организационно-правовой формы;
  • местонахождение (населённый пункт);
  • номер государственной регистрации.

Угловые штампы, кроме того, должны содержать полный юридический адрес и номер телефона. В добровольном порядке указывалось также наименование предприятия на языке народов Российской Федерации или иностранном языке, а также зарегистрированный товарный знак.

Образец печати ООО, обычный для делового оборота в России, выглядит так.

Идентификационный символ вашей компании может быть каким угодно, но излишний креатив все-таки лучше оставить для внутреннего пользования.

Выбирая ООО в качестве формы ведения бизнеса, предприниматель задумывается о том, какие атрибуты являются необходимыми для правильного ведения дел. Пройдя регистрацию организации в налоговой, стоит задуматься о печати, которая до недавнего времени была необходимой для подтверждения подлинности документов. Как обстоит ситуация в 2017 году и требуется ли регистрация печати ООО в специальном ведомстве?

Обязано ли ООО иметь печать?

На сегодняшний день наличие печати у организации не является обязательным условием для деятельности. Это право ООО в 2015 году получили после вступления в силу Федерального закона (ФЗ №82 от 06.04.2015). В нем дано пояснение, что применение печати для ООО и других организаций или ИП является добровольным и зависит от устава конкретной компании.

Это решение относится как ко вновь образующимся ООО, так и к тем, что были зарегистрированы до подписания закона. Правда, появилось определенное разделение, которое необходимо учесть:

  1. ООО, созданные до 06.04.15.
  2. ООО, зарегистрированные после 06.04.15.

В первом случае организация должна принять решение о том, нужна ли печать и стоит ли ей пользоваться в дальнейшем. В законе есть сноска, где говорится, что при наличии печати ее оттиск должен быть на всех важных документах в тандеме с личной подписью руководителя. Если ситуация меняется, то компании необходимо внести коррективы в устав и во все значимые документы.

При наличии печати ее оттиск должен быть на всех важных документах в тандеме с личной подписью руководителя.

Новой организации нужно решить вопрос о необходимости изготовления печати и ее регистрации. Здесь стоит отметить тот факт, что, несмотря на то, что организациям дали возможность самостоятельно принимать решение о наличии печати, некоторые ведомства и коммерческие банки все же требуют подкрепления подписи печатью ООО. Поэтому дадим рекомендации тем, кто решил изготовить свою печать для избежания непредвиденных ситуаций.

Изготовление печати и ее регистрация

Изготовить печать для ООО достаточно просто. Лицензирование организаций, занимающихся данной услугой, отменено, и поэтому обращаться можно в любое профильное учреждение. Изготовление печати можно заказать лишь после прохождения регистрации ООО в налоговой инспекции.

Обычно изготовление печати занимает один-два дня. Но директора ООО и всех учредителей волнует вопрос о необходимости регистрации главной печати и других штампов в специализированных ведомствах.

Дадим пояснение. Исходя из того, что в РФ нет ведомства, которое выполняет функцию сбора информации обо всех изготовленных печатях, то и обязательства у ООО регистрировать свою печать нет. Эту процедуру организация может провести только по личной инициативе.

Есть мнение, что регистрация печатей позволит избежать рисков, которые часто связаны с мошенничеством в отношении договоров или платежных документов. Поэтому стоит подумать о внесении информации про печать общества с ограниченной ответственностью в какой-нибудь реестр.

Способы регистрации

Существует несколько способов регистрации печати:

  • в той же организации, которая занималась изготовлением;
  • в налоговой;
  • в Министерстве внутренних дел РФ;
  • в специализированном региональном центре, если такой имеется.

Регистрация в месте изготовления

Серьезные организации, занимающиеся изготовлением печатей, дорожат своей репутацией. Поэтому в них ведется учет каждого штампа, изготовленного на заказ. Создание печати ООО сопровождается внесением информации в журнал, куда сотрудники вписывают дату изготовления, наименование ООО и где оставляют оттиск печати, чтобы при возникновении спорных моментов можно было сличить оригинал и подделку. Создание такой записи является личной инициативой серьезных компаний, которые выдают на руки документ о производстве печати и ее номерном знаке в этом регистре.

Регистрация в ФНС

Можно оставить информацию о печати общества в налоговой службе. Это не является обязательством ООО, но если принято решение использовать на всех отчетных документах не только подпись руководителя, но и оттиск, то можно самостоятельно предоставить такую информацию в ведомство.

Регистрация печати в налоговой позволит избежать подлога в отчетных документах. При необходимости предоставить доказательства в проверяющие органы можно будет обратиться в налоговую. Создание записи о печати конкретного ООО налоговая проводит только по инициативе компании, и это не является обязательством, которое прописано российским законом в отношении коммерческой и некоммерческой деятельности.

Регистрация печати в налоговой позволит избежать подлога в отчетных документах.

Документы для изготовления и регистрации

Каких-либо правил для регистрации печати для ООО не существует. Если возникла необходимость в ее изготовлении, то вам необходимо предоставить следующие бланки:

  1. ОГРН компании – оригинал и копию.
  2. ИНН и КПП компании – оригинал и копию.
  3. Удостоверение личности руководителя, подающего заявку на изготовление и регистрацию печати. Это может быть доверенное лицо с нотариально заверенной доверенностью.
  4. Можно написать заявление в произвольной форме на имя директора регистрирующей организации.
  5. Некоторые ООО дополнительно подают эскиз будущей печати, который разработан и утвержден компанией.

Пожалуй, это основной пакет документов. Серьезный производитель печатей не будет выполнять заказ, если нет документов, подтверждающих легальность ООО.

Подведем итоги

Если до апреля 2015 года от обязательства иметь круглую печать были освобождены только индивидуальные предприниматели, то после вступления в силу ФЗ №82 это правило распространилось и на общество с ограниченной ответственностью. Генеральный директор или совет директоров самостоятельно принимает решение об использовании фирменной печати и вносит эту информацию в учредительные документы.

Регистрация печати тоже осуществляется по усмотрению ООО. Нормативных актов или инструкций здесь нет. Поэтому можно отказаться от такой процедуры. Но компаниям, желающим сохранить статусность, уважение и доверие партнеров, стоит подумать о том, чтобы печать была защищена от мошенников.

Выбирайте для изготовления те организации, которые заботятся о клиентах и самостоятельно формируют базу выданных экземпляров печатей.

Помимо законов об ООО и АО изменения были внесены также в ряд нормативных актов, ранее предусматривавших обязательное удостоверение документов печатью организации. Теперь печать проставляется исключительно при ее наличии (то есть при указании на наличие печати в уставе организации) в следующих документах:

  • акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
  • доверенность, выдаваемая организацией представителю (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • журнал учета проверок (ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • двойное складское свидетельство (абз. 9 п. 1 ст. 913 ГК РФ);
  • копии учредительных документов, представляемых в регистрирующий орган (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • копия извещения об уплате авансового платежа акциза при реализации этилового спирта (пп. 5 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • выписки по счету депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства (абз. 5 п. 3 ст. 16, абз. 5 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);
  • решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги; решения о выпуске российских депозитарных расписок (п. 1 ст. 17, абз. 11 ч. 4 ст. 18, п. 10 ст. 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица, а также документы, представляемые претендентами на покупку имущества (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
  • доверенность от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа), копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, прилагаемой к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов; отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях; выписки из системы учета товаров, представляемых должностным лицам таможенных органов (ч. 6 ст. 39, п. 6 ч. 3 ст. 90, п. 2 ч. 5 ст. 177, п. 1 ст. 184 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ») (эти изменения действуют с 18.05.2015);
  • доверенность, прилагаемая к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе; доверенность, выдаваемая в целях получения аккредитации участников электронного аукциона; заявка на участие в закрытом аукционе (ст. 51, 61, 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Если организация решила отказаться от использования печати, целесообразно исключить информацию о ней и из устава, хотя законом и не предусмотрена такая обязанность. Представляется, что если в уставе организации упоминается печать, а в перечисленных документах ее оттиск отсутствует, это может стать предметом для споров и претензий со стороны различных контролирующих органов.

Напоминаем: как и прежде, на оформляемых организацией бланках первичной учетной документации, не содержащих пометки «М.П.», печать проставлять необязательно (оттиск печати не является обязательным реквизитом первичного учетного документа (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 13 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34-н). Это же касается и заключаемых договоров. Скреплять их печатью не запрещено, но необязательно (см. постановление ФАС Московского округа от 22.03.2012 № А40-62363/11-71-291, постановление ФАС Московского округа от 23.12.2010 № КГ-А40/13774-10, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2013 № А28-3218/2012).

В гражданском законодательстве Российской Федерация, как таковое, определение печати юридического лица не содержится.
В п. 2.1 ГОСТ З 51511-2001 (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 2001 г. № 573-ст) даются следующие описания:

печать - устройство, содержащее клише печати для нанесения оттисков на бумагу;

клише печати - элемент печати, содержащий зеркальное отображение оттиска печати.

Необходимо различать понятие печати как механизма и как изображения на бумаге. Печать на документах - оттиск печати, изготовленный с помощью клише.
В настоящее время юридическое лицо должно иметь печать руководствуясь требованием закона о соответствующих видах юридических лиц, например:

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 N 14-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации".

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 12.12.95 N 208-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации".

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 12-ФЗ:

"Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему". и др.
Никаких иных требований к печати юридического лица данные законы не предъявляют.
Основной целью использования печати является выделение того или иного субъекта из множества подобных, и, следовательно, оттиск должен содержать максимальный объем информации об этом субъекте.
О том что организация должна иметь печать упоминается в нормативных актах рядом с положениями о других средствах индивидуализации юридического лица.

На федеральном уровне установлены следующие обязательные требования к печати:

Юридическое лицо должно иметь печать круглой формы;

В печати должно быть отражено полное фирменное наименование организации;

Указание на место нахождения данного юридического лица;

Указание на возможность включения наименования на иностранном языке или на языке народов России.

Такие общие требования не позволяют с достоверностью установить третьему лицу тождество того или иного субъекта с уже известным контрагентом, партнером и т.д.

Возникают следующие вопросы:

О размере печати,

О размере шрифта на клише,

О возможности указания сокращенного фирменного наименования,

О правомерности указания на печатях ОГРН (основного государственного регистрационного номера), ИНН (идентификационного номера налогоплательщика),

О правомерности изготовления нескольких клише печати (например, на разных оснастках, с дополнительными словами типа "для документов", "для накладных" и др.

Проанализировав формулировки правовых норм федерального уровня можно сделать вывод, о том, что эти вопросы оставлены на усмотрение самих юридических лиц и штемпелеизготовителей.
Однако в Москве, например, был принят действующий в настоящий момент Закон г. Москвы от 30.06.2004 г. № 44 «Об учете печатей», в котором заложен ряд требований к печатям.
В Московской регистрационной палате был создан Московский городской реестр печатей и, соответственно, издан ряд нормативных актов, устанавливающих свои «стандарты» печатей.

Но постановлением Правительства г. Москвы № 65-ПП от 08.02.2005 г. Московская регистрационная палата была ликвидирована.
Пункт 7 данного постановления гласит:
"Признать утратившими силу распоряжение Мэра Москвы от 25.08.98 N 843-РМ "О создании в Московской регистрационной палате городского реестра печатей" и постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 290-ПП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 25 августа 1998 года N 843-РМ".

В период, когда велся реестр печатей в Московской регистрационной палате действовали Временные правила изготовления и основания для уничтожения печатей и штампов на территории г. Москвы (Приложение к утратившему в настоящее время силу распоряжению Мэра Москвы от 25.08.1998 г. № 843-РМ), они устанавливали определенные требования к печатям:

Пункт 4.1

Круглая печать представляет собой окружность диаметром 38-42 мм.

Пункт 6.1

Печати органов исполнительной и представительной власти, юридических лиц и организаций без прав юридического лица (далее - "организации") должны содержать следующие обязательные реквизиты:

Полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы;

Местонахождение;

Номер государственной регистрации (или номер в регистрационном реестре - для лиц, зарегистрированных до образования Московской регистрационной палаты);

Номер городского Реестра печатей;

Государственный герб Российской Федерации, либо герб города Москвы (только организации, имеющие право на их воспроизведение, в соответствии с пп. 5.1, 5.2 настоящих Правил).

Пункт 6.2

Организации могут иметь печати для своих структурных подразделений. В этом случае, кроме перечисленного в п.6.1, в печати должна содержаться дополнительная надпись, как-то:

Не стоит забывать что данные унифицирующие требования не закреплены на федеральном законодательном уровне и в настоящий момент утратили свою силу.

Законодательно установлено только требование об обязательном наличии печати у юридического лица, но не оговорена возможность изготовления нескольких печатей. Поскольку нет прямого запрета, можно изготовить несколько печатей как с идентичными, так и с различными клише, каждая из которых будет являться оригинальной при использовании для соответствующих документов.

Например, возможно изготовление нескольких печатей для одной организации: одной с полным фирменным наименованием и двух или более для отдельных категорий документов (общей «для документов», «для справок» и т.д.). Вместе с тем неправомерным будет изготовление одновременно печати, содержащей полное фирменное наименование, и печати, содержащей полное и сокращенное наименование, поскольку это будет вводить в заблуждение относительно того, какой именно компании принадлежит печать. В отношении документов, удостоверенных оттисками разных печатей, могут возникнуть вопросы относительно их происхождения. Законодательно также предусмотрено обязательное включение в клише печати полного фирменного наименования на русском языке, поэтому изготовление печати, содержащей название только на иностранном языке, также будет неправомерным.

© 2024 vikavto68.ru -- Автомобильный портал - Vikavto68